Содержание последнего номера
DOI: https://doi.org/10.29025/2079-6021-2022-3-234-248
Жанровая характеристика виртуальной экскурсии
Резюме:
Статья имеет целью изучение виртуальной экскурсии как одного из жанров интернет-коммуникации. Для этого выявляются виды виртуальных экскурсий и дается описание устных виртуальных экскурсий.
Материалом исследования выступают устные виртуальные экскурсии на русском, английском и немецком языках, проводимые в синхронном режиме на специальных платформах или сохраненные в виде записей на видеохостере YouTube и в социальной сети Вконтакте. Анализ устных виртуальных экскурсий производился согласно модели интернет-жанра, включающей медийные, прагматические, структурно-семантические и стилистико-языковые параметры, а также с точки зрения параметров модели коммуникативной близости / коммуникативной дистанции П. Коха и В. Естеррайхера.
В результате анализа установлено, что виртуальной экскурсией следует считать цифровой показ и устное или письменное описание экскурсионных объектов, сопровождающееся мультимедийным или текстовым перемещением от одного объекта к другому. В этом значении виртуальная экскурсия является достаточно широким понятием, включающем разные виды – устный и письменный, синхронный и асинхронный. Устная виртуальная экскурсия отличается высокой степенью интерактивности и мультимедийности, может существовать в синхронном и асинхронном видах. В устной виртуальной экскурсии сочетаются признаки коммуникативной близости (необратимость, многоканальность передачи информации, возможность получить незамедлительную реакцию) и коммуникативной дистанции (подготовленность речи и воспроизводимость мысли, публичность, тематическая отнесенность, преимущественная монологичность общения), а некоторые признаки в условиях интернет-среды модифицируются и приобретают специфический характер (виртуальная ситуативность, преодоление физической разобщенности с помощью видеосигнала).
Характеристика виртуальной экскурсии с жанровых и лингвистических позиций, представленная в статье, позволяет более грамотно выстраивать коммуникацию в интернет-среде и вносит определенный вклад в теорию жанра.
Ключевые слова:
виртуальная экскурсия, синхронный, устный, коммуникативная близость, жанр, интернет-коммуникация, структура, прагматический, медийный, стилистико-языковой.
Для цитирования:
Щипицина Л.Ю. Жанровая характеристика виртуальной экскурсии. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2022. № 3. С. 234–248.
Язык: русский
ISBN 2619-029X (Online)