Содержание последнего номера
DOI: https://doi.org/10.29025/2079-6021-2022-3-196-207
Базовая модель и вариативность речевого жанра вебинара образовательной направленности
Резюме:
Исследование посвящено анализу речевого жанра вебинара, относящегося к образовательной сфере – сфере обучения детей и взрослых. Актуальность исследования обусловлена отсутствием как таковых жанровых исследований вебинаров, проводимых с образовательными целями. Жанр вебинара является высоко востребованным в настоящий момент речевым жанром, сформированным на основе жанра семинара с учётом его использования в интернет-пространстве. Задачами исследования стало выявление базовых и вариативных жанровых черт образовательного вебинара с точки зрения его коммуникативной цели, адресанта и адресата, образа прошлого и образа будущего, диктумного (событийного) содержания, языкового воплощения. В результате построена базовая модель речевого жанра вебинара и отмечена вариативность данной модели. В состав базовой модели включены также используемые в данном речевой жанре речевые стратегии и тактики; выявлена их потенциальная вариативность. Научная новизна исследования состоит в комплексном анализе жанровых особенностей вебинара в прагмалингвистическом аспекте. Данный аспект предполагает анализ речевого жанра в совокупности содержания коммуникации, её целей и задач, социальных ролей коммуникантов, их речевых ожиданий и того, как эти ожидания реализуются в процессе общения. Отмечается, что практически каждый элемент структуры вебинара допускает значительную вариативность, что свидетельствует о постоянном развитии данного жанра, продолжении процесса его становления в современном русском языке. В наименьшей степени вариативны такие элементы модели речевого жанра вебинара, как образ прошлого и образ будущего.
Ключевые слова:
речевой жанр вебинара, базовая модель вебинара, вариативность вебинара, коммуникативная цель, адресант, адресат, речевые стратегии и тактики.
Для цитирования:
Крылова М.Н. Базовая модель и вариативность речевого жанра вебинара образовательной направленности. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2022. № 3. С. 196–207.
Язык: русский
ISBN 2619-029X (Online)