Содержание последнего номера
Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики
Научный журнал
ISSN 2079-6021(Print)
ISBN 2619-029X(Online)

Готовятся к выходу тематические номера журнала:

Выпуск 1, 2024 г.:
«Глокальное пространство современной коммуникации»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Выпуск 2, 2024 г.:
«Интернет-лингвистика: системообразующие характеристики и языковой дизайн»

Прием статей – до 10 мая.
Выход номера – 25 июня.

Выпуск 3, 2024 г.:
«Дискурс. Нарратив. Текст»

Прием статей – до 10 августа.
Выход номера – 25 сентября.

Выпуск 4, 2024 г.:
«Aллегория. Метафора. Символ»

Прием статей – до 10 ноября.
Выход номера – 25 декабряя.

Выпуск 1, 2025 г.:
«Развитие лексической системы языка в XXI веке: слово в пространстве изменяющегося мира»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Индексирование

Содержание последнего номера

УДК 811.161. 1’27 (075.8)
DOI: https://doi.org/10.29025/2079-6021-2022-3-131-141

Когнитивная интерпретация феномена «фейк» как жанра медиадискурса




Получена: 21.07.2022 Принята: 18.08.2022 Опубликована онлайн: 25.09.2022

Резюме: Статья посвящена описанию когнитивного механизма реализации фейковых сообщений в медиадискурсе. Конфронтационный характер данного явления обусловлен рядом лингвистических и экстралингвистических признаков, что обусловливает необходимость проведения комплексного когнитивно-дискурсивного анализа феномена «фейк» с целью установления источников его деструктивности, механизмов, обеспечивающих успешную реализацию подделки. В исследовании рассматриваются нарушения основных законов формальной логики, являющиеся источником конфликтогенности фейка, выявляется их продуктивность в данном аспекте, даются некоторые рекомендации по верификации фейковой информации. Материалом для исследования послужили Интернет-страницы печатных и сетевых СМИ разного уровня и формата, блогов, функционирующих в рамках медиадискурса. Установлено, что фейк представляет собой сложное многоступенчатое когнитивно-коммуникативное действие. Заведомая недостоверность фейкового сообщения обусловливает обязательное применение различного рода нарушений норм коммуникации, в первую очередь – законов формальной логики. Наибольшее распространение в структуре фейка получили нарушения законов тождества и достаточного основания, несколько реже – закон противоречия; в то же время закон исключенного третьего в силу своей специфики не используется вообще. Нарушение последнего закона неминуемо приводит к дезавуированию фальсификации. Нарушения в структуре когнитивной модели фейкового сообщения способствуют успешной маскировке фальшивой информации, а также блокировке критического мышления реципиента и, как следствие, интенсификации речевого воздействия на адресата. Кроме того, коммуникативная перспектив фейка связана с причинением ущерба адресату. Всё это позволяет квалифицировать фейк как деструктивный вид коммуникативных действий, предполагающий распространение заведомо недостоверной общественно значимой информации и направленный на реализацию речевого воздействия на адресата. 

Ключевые слова: фейк, речевое воздействие, формально-логические законы, когнитивная модель, коммуникативное давление, аргументация, конфронтационность, деструктивность.

Для цитирования: Ляшенко Д.И., Меликян В.Ю. Когнитивная интерпретация феномена «фейк» как жанра медиадискурса. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2022. № 3. С. 131–141.

PDF (RUS)

Язык: русский




Возврат к списку

ISSN 2079-6021 (Print)
ISBN 2619-029X (Online)
^ Наверх