Содержание последнего номера
DOI: https://doi.org/10.29025/2079-6021-2022-3-131-141
Когнитивная интерпретация феномена «фейк» как жанра медиадискурса
Резюме:
Статья посвящена описанию когнитивного механизма реализации фейковых сообщений в медиадискурсе. Конфронтационный характер данного явления обусловлен рядом лингвистических и экстралингвистических признаков, что обусловливает необходимость проведения комплексного когнитивно-дискурсивного анализа феномена «фейк» с целью установления источников его деструктивности, механизмов, обеспечивающих успешную реализацию подделки. В исследовании рассматриваются нарушения основных законов формальной логики, являющиеся источником конфликтогенности фейка, выявляется их продуктивность в данном аспекте, даются некоторые рекомендации по верификации фейковой информации. Материалом для исследования послужили Интернет-страницы печатных и сетевых СМИ разного уровня и формата, блогов, функционирующих в рамках медиадискурса. Установлено, что фейк представляет собой сложное многоступенчатое когнитивно-коммуникативное действие. Заведомая недостоверность фейкового сообщения обусловливает обязательное применение различного рода нарушений норм коммуникации, в первую очередь – законов формальной логики. Наибольшее распространение в структуре фейка получили нарушения законов тождества и достаточного основания, несколько реже – закон противоречия; в то же время закон исключенного третьего в силу своей специфики не используется вообще. Нарушение последнего закона неминуемо приводит к дезавуированию фальсификации. Нарушения в структуре когнитивной модели фейкового сообщения способствуют успешной маскировке фальшивой информации, а также блокировке критического мышления реципиента и, как следствие, интенсификации речевого воздействия на адресата. Кроме того, коммуникативная перспектив фейка связана с причинением ущерба адресату. Всё это позволяет квалифицировать фейк как деструктивный вид коммуникативных действий, предполагающий распространение заведомо недостоверной общественно значимой информации и направленный на реализацию речевого воздействия на адресата.
Ключевые слова:
фейк, речевое воздействие, формально-логические законы, когнитивная модель, коммуникативное давление, аргументация, конфронтационность, деструктивность.
Для цитирования:
Ляшенко Д.И., Меликян В.Ю. Когнитивная интерпретация феномена «фейк» как жанра медиадискурса. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2022. № 3. С. 131–141.
Язык: русский
ISBN 2619-029X (Online)