Содержание последнего номера
Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики
Научный журнал
ISSN 2079-6021(Print)
ISBN 2619-029X(Online)

Готовятся к выходу тематические номера журнала:

Выпуск 1, 2024 г.:
«Глокальное пространство современной коммуникации»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Выпуск 2, 2024 г.:
«Интернет-лингвистика: системообразующие характеристики и языковой дизайн»

Прием статей – до 10 мая.
Выход номера – 25 июня.

Выпуск 3, 2024 г.:
«Дискурс. Нарратив. Текст»

Прием статей – до 10 августа.
Выход номера – 25 сентября.

Выпуск 4, 2024 г.:
«Aллегория. Метафора. Символ»

Прием статей – до 10 ноября.
Выход номера – 25 декабряя.

Выпуск 1, 2025 г.:
«Развитие лексической системы языка в XXI веке: слово в пространстве изменяющегося мира»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Индексирование

Содержание последнего номера

УДК К 81’42+81’367.626.1
DOI: https://doi.org/10.29025/2079-6021-2022-3-18-30

Проблема согласования критериев действенности суждений в жанре политического интервью




Получена: 14.07.2022 Принята: 09.08.2022 Опубликована онлайн: 25.09.2022

Резюме: Цель исследования – доказать, что согласование критериев действенности суждений, выдвигаемых в жанре политического интервью, наблюдается не только между журналистом и респондентом («в первом кадре»), но и между собственно участниками беседы и целевой аудиторией («во втором кадре»). Доказывается, что интервьюер и респондент постулируют и ратифицируют критерии действенности инициируемых точек зрения не только между собой, но и для третьего участника беседы – аудитории, которая расценивается как самый главный арбитр, принимающий или отвергающий пропозициональное содержание диалогических реплик, конструирующих беседу. С опорой на теорию коммуникативного действия Ю. Хабермаса устанавливается, что в силу медийной специфики реализации политического интервью аудитория не имеет возможности согласовывать статус критериев истинности суждений интервьюера и респондента непосредственно «в первом кадре». Представители общественности обсуждают эти критерии между собой или с иными аудиториями. С учетом методов, разработанных в конверсационном анализе, политическое интервью исследуется в качестве дискурсивного феномена, обладающего двойным статусом, а именно как процесс обнародования актуальной информации о текущей обстановке интервьюером и респондентом и продукт формирования и принятия решений о положении в стране и мире представителями социума. Беспристрастное выражение мнений осуществляется в политическом интервью не только с опорой на систему регламентированного обмена репликами, но и в результате контекстуального производства и интерпретации языковых явлений, реализующих явную и неявную семантику. Указывается, что релевантной оказывается дифференциация между поверхностными языковыми формами и глубинным семантическим содержанием, эксплицитными значениями и имплицитными смыслами. Обосновывается необходимость использования прагматических принципов к анализу дискурса СМИ с опорой на такие понятия, как импликатуры смысла, коммуникативная интенциональность. Ратификация критериев действенности, утверждаемых для суждений в контексте политического интервью, осуществляется с учетом коммуникативных стратегий производства и интерпретации смыслового содержания. 

Ключевые слова: жанр политического интервью, критерии действенности суждения, регламентированный обмен диалогическими репликами, вопросно-ответное единство, коммуникативная стратегия, коммуникативная роль.

Для цитирования: Ласкова М.В., Борисенко В.А. Проблема согласования критериев действенности суждений в жанре политического интервью. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2022. № 3. С. 18–30

PDF (RUS)

Язык: русский




Возврат к списку

ISSN 2079-6021 (Print)
ISBN 2619-029X (Online)
^ Наверх