Содержание последнего номера
DOI: https://doi.org/10.29025/2079-6021-2022-3-18-30
Проблема согласования критериев действенности суждений в жанре политического интервью
Резюме: Цель исследования – доказать, что согласование критериев действенности суждений, выдвигаемых в жанре политического интервью, наблюдается не только между журналистом и респондентом («в первом кадре»), но и между собственно участниками беседы и целевой аудиторией («во втором кадре»). Доказывается, что интервьюер и респондент постулируют и ратифицируют критерии действенности инициируемых точек зрения не только между собой, но и для третьего участника беседы – аудитории, которая расценивается как самый главный арбитр, принимающий или отвергающий пропозициональное содержание диалогических реплик, конструирующих беседу. С опорой на теорию коммуникативного действия Ю. Хабермаса устанавливается, что в силу медийной специфики реализации политического интервью аудитория не имеет возможности согласовывать статус критериев истинности суждений интервьюера и респондента непосредственно «в первом кадре». Представители общественности обсуждают эти критерии между собой или с иными аудиториями. С учетом методов, разработанных в конверсационном анализе, политическое интервью исследуется в качестве дискурсивного феномена, обладающего двойным статусом, а именно как процесс обнародования актуальной информации о текущей обстановке интервьюером и респондентом и продукт формирования и принятия решений о положении в стране и мире представителями социума. Беспристрастное выражение мнений осуществляется в политическом интервью не только с опорой на систему регламентированного обмена репликами, но и в результате контекстуального производства и интерпретации языковых явлений, реализующих явную и неявную семантику. Указывается, что релевантной оказывается дифференциация между поверхностными языковыми формами и глубинным семантическим содержанием, эксплицитными значениями и имплицитными смыслами. Обосновывается необходимость использования прагматических принципов к анализу дискурса СМИ с опорой на такие понятия, как импликатуры смысла, коммуникативная интенциональность. Ратификация критериев действенности, утверждаемых для суждений в контексте политического интервью, осуществляется с учетом коммуникативных стратегий производства и интерпретации смыслового содержания.
Ключевые слова: жанр политического интервью, критерии действенности суждения, регламентированный обмен диалогическими репликами, вопросно-ответное единство, коммуникативная стратегия, коммуникативная роль.
Для цитирования: Ласкова М.В., Борисенко В.А. Проблема согласования критериев действенности суждений в жанре политического интервью. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2022. № 3. С. 18–30
Язык: русский
ISBN 2619-029X (Online)