Содержание последнего номера
Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики
Научный журнал
ISSN 2079-6021(Print)
ISBN 2619-029X(Online)

Готовятся к выходу тематические номера журнала:

Выпуск 2, 2024 г.:
«Интернет-лингвистика: системообразующие характеристики и языковой дизайн»

Прием статей – до 10 мая.
Выход номера – 25 июня.

Выпуск 3, 2024 г.:
«Дискурс. Нарратив. Текст»

Прием статей – до 10 августа.
Выход номера – 25 сентября.

Выпуск 4, 2024 г.:
«Aллегория. Метафора. Символ»

Прием статей – до 10 ноября.
Выход номера – 25 декабряя.

Выпуск 1, 2025 г.:
«Развитие лексической системы языка в XXI веке: слово в пространстве изменяющегося мира»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Индексирование

Содержание последнего номера

УДК 3778.147
DOI: https://doi.org/10.29025/2079-6021-2022-4-240-251

Современный учебник по риторике для вузов: проблемы, композиция, текст




Получена: 13.10.2022 Принята: 10.11.2022 Опубликована онлайн: 25.12.2022

Резюме: В статье поднимается вопрос о содержании учебника по риторике, анализируются имеющиеся варианты построения такого учебника. Автор приходит к выводу, что чаще всего содержание современных учебников не соответствует классическому представлению о концепции риторики, а дублирует различные гуманитарные предметы. В качестве причины такого положения дел указывается отсутствие необходимого количества специалистов по риторике. Если риторику поручают преподавать филологу, занятия, как правило, заполняются заданиями по культуре речи. Если риторика передается на профильные кафедры (юридические, экономические и т.п.), она заменяется разбором тех или иных аспектов будущей деятельности (а не речи) студентов. Если за риторику берутся артисты, все ее содержание сводится к этапу произнесения. Важным показателем непрофессионального подхода к риторике во всех таких ситуациях является наличие заданий по аспектам, не рассмотренным в теоретической части соответствующего параграфа, а также замена системного и последовательного изложения материала всевозможными «советами» и «памятками». В основе профессионального учебника всегда лежит единая научная концепция, что отражается как на содержании (автор не отвлекается на сообщение не относящихся к теме сведений), так и на композиции (сведения располагаются в естественной логической последовательности). Второй признак такого учебника – строгая ориентация на определенную аудиторию: автор сознательно отбирает сведения, а также предлагает упражнения и задания, которые помогают формировать профессионально значимые навыки адресата. Учебники, адресованные представителям конкретных профессий, обязательно содержат риторический анализ всех профессионально значимых ситуаций и конкретные рекомендации по построению высказываний в профессионально значимых жанрах.

Ключевые слова: риторика, учебник по риторике, методика преподавания риторики, отбор заданий по риторике, содержание предмета.

Для цитирования: Анисимова Т.В. Современный учебник по риторике для вузов: проблемы, композиция, текст. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2022. № 4. С. 240–251. https://doi.org/10.29025/2079-6021-2022-4-240-251.

PDF (RUS)

Язык: русский




Возврат к списку

ISSN 2079-6021 (Print)
ISBN 2619-029X (Online)
^ Наверх