Содержание последнего номера
Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики
Научный журнал
ISSN 2079-6021(Print)
ISBN 2619-029X(Online)

Готовятся к выходу тематические номера журнала:

Выпуск 1, 2024 г.:
«Глокальное пространство современной коммуникации»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Выпуск 2, 2024 г.:
«Интернет-лингвистика: системообразующие характеристики и языковой дизайн»

Прием статей – до 10 мая.
Выход номера – 25 июня.

Выпуск 3, 2024 г.:
«Дискурс. Нарратив. Текст»

Прием статей – до 10 августа.
Выход номера – 25 сентября.

Выпуск 4, 2024 г.:
«Aллегория. Метафора. Символ»

Прием статей – до 10 ноября.
Выход номера – 25 декабряя.

Выпуск 1, 2025 г.:
«Развитие лексической системы языка в XXI веке: слово в пространстве изменяющегося мира»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Индексирование

Содержание последнего номера

УДК 21.161.1
DOI: https://doi.org/10.29025/2079-6021-2022-4-217-227

Герменевтика авангардистского текста: эксперимент с жанровой формой в романе И.М. Зданевича «Восхищение»




Получена: 20.10.2022 Принята: 16.11.2022 Опубликована онлайн: 25.12.2022

Резюме: Статья посвящена актуальной проблеме интерпретации авангардистского текста в литературе русского зарубежья, а также поиску релевантных методологических подходов и методик его анализа. В качестве материала исследования привлекаются тексты одного из наиболее радикальных представителей русского авангарда первой волны эмиграции И.М. Зданевича (Ильязда). Цель работы состоит в изучении особенностей поэтики и построения романа «Восхищение» И.М. Зданевича как экспериментального текста, а также в выявлении его взаимосвязей с литературой рассматриваемой эпохи. В ходе исследования используются сравнительно-исторический и типологический методы, мотивный анализ и дискурс-анализ, а также стратегии деконструкции, обнажающие внутреннюю противоречивость авангардистского текста и скрытые в нем смыслы. Нами установлено, что «Восхищение» является воплощением принципов «всёчества» – разработанного Ильяздом художественного критерия, для которого характерно нивелирование понятия «оригинал», отсутствие рамок и необязательность таких творческих категорий, как вдохновение и дарование. В связи с этим авторами статьи предложен новаторский подход к авангардистскому тексту, заключающийся в максимально широком диапазоне его трактовок в духе «всёчества»: от традиционного романа с собственным оригинальным сюжетом и героями до философского романа, романа-мифа и романа о художнике и проблеме творчества (метаромана). Мы пришли к выводу, что «Восхищение» И.М. Зданевича – это роман, в котором эксперимент используется писателем как комплекс эстетических принципов и художественных приемов, позволяющих ему реализовать собственную оригинальную концепцию нового искусства. Используя безграничные возможности романного жанра и объединяя в романном целом черты различных его модификаций – приключенческого, философского, сентиментального, символистского, футуристического романов, романа-мифа, поэтологического романа, И.М. Зданевич смог провести эксперимент по разрушению жанровых границ. Также нами было выявлено, что «Восхищение» И.М. Зданевича сближается с литературой магического реализма, что определяет перспективы дальнейших исследований в заявленном в статье ракурсе.

Ключевые слова: И.М. Зданевич (Ильязд), авангард, футуризм, литература русского зарубежья, магический реализм, экспериментальный роман, роман «Восхищение», Ф.Т. Маринетти, метароман.

Для цитирования: Шевченко Е.С., Симакова В.Е. Герменевтика авангардистского текста: эксперимент с жанровой формой в романе И.М. Зданевича «Восхищение». Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2022. № 4. С. 217–227. https://doi.org/10.29025/2079-6021-2022-4-217-227

PDF (RUS)

Язык: русский




Возврат к списку

ISSN 2079-6021 (Print)
ISBN 2619-029X (Online)
^ Наверх