Содержание последнего номера
DOI: https://doi.org/10.29025/2079-6021-2022-4-204-216
Интровертный пространственный нарратив: азимуты и линеарность
Резюме:
Статья посвящена анализу топологических моделей прозы Л.Н. Толстого. Цель состоит в исследовании повествовательной и суггестивной функций индивидуальных пространственных представлений писателя, а также их роли в создании эмотивно-оценочной структуры нарратива. Материалом исследования послужили художественные тексты: «Детство», «Набег», «Хозяин и работник», «Воскресение». В современном литературоведении де-факто отсутствуют исследования пространственной рефлексии писателя, что уже обеспечивает высокий уровень актуальности представленного материала. Основными методами исследования выступили сравнительно-сопоставительный, структурно-описательный, герменевтико-интерпретационный, историко-функциональный, а также метод семантического анализа. В результате обращения к текстам нескольких, особо иллюстративных произведений прозаика авторы статьи приходят к двум важным выводам. Во-первых, тексты Л. Толстого свидетельствуют о том, что писатель не заострял внимания на линеарных и дистанционных характеристиках описываемых топосов, ограничиваясь той степенью их полноты и детализированности, которая позволяла создать достоверную картину эмоционально-психологического состояния героев (это объяснялось приоритетным интересом художника к внутреннему миру персонажей, к выявлению их ментальных и морально-этических доминант). Описываемые в произведениях писателя объекты хотя и дают некоторое представление об ареалах происходящего действия, в большинстве случаев выступают в виде наборов изолированных пунктов и предметов. В первом случае подобные упоминания и отсылки представляются пространством стабильных эмоционально-оценочных состояний героев («подворье», «дорога», «поле»), во втором – посредством их концентрированного перечисления автор создает картины, насыщенные традиционными бытовыми ассоциациями, опять-таки в целях создания эффекта эмоционального контраста. Во-вторых, писатель в целом тяготел к описанию ограниченных локаций, к изображению ближайших к точке наблюдения – автора, героя – объемов. Последнее объясняется особенностями психотипа Л. Толстого, сформировавшимися в глубоком детстве писателя. В ходе исследования выявлено, что в формировании топологии повествовательных эпизодов писателя интересовало прежде всего внутреннее движение души человека, и он вполне мог экспериментировать с нарративным пространством, чтобы «затушевать», дематериализовать его с целью полной концентрации внимания на главном объекте своего внимания.
Ключевые слова: проза Л.Н. Толстого, хронотоп, темпоральность, пространственные представления, топология, нарратив, линеарность, протяженность.
Для цитирования: Тхагазитов Ю.М., Толгуров Т.З., Узденова Ф.Т. Интровертный пространственный нарратив: азимуты и линеарность. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2022. № 4. С. 204–216. https://doi.org/10.29025/2079-6021-2022-4-204-216.
Язык: русский
ISBN 2619-029X (Online)