Содержание последнего номера
Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики
Научный журнал
ISSN 2079-6021(Print)
ISBN 2619-029X(Online)

Готовятся к выходу тематические номера журнала:

Выпуск 2, 2024 г.:
«Интернет-лингвистика: системообразующие характеристики и языковой дизайн»

Прием статей – до 10 мая.
Выход номера – 25 июня.

Выпуск 3, 2024 г.:
«Дискурс. Нарратив. Текст»

Прием статей – до 10 августа.
Выход номера – 25 сентября.

Выпуск 4, 2024 г.:
«Aллегория. Метафора. Символ»

Прием статей – до 10 ноября.
Выход номера – 25 декабряя.

Выпуск 1, 2025 г.:
«Развитие лексической системы языка в XXI веке: слово в пространстве изменяющегося мира»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Индексирование

Содержание последнего номера

УДК 821.161.1
DOI: https://doi.org/10.29025/2079-6021-2022-4-167-182

Поэтика портрета в романе Ф.М. Достоевского «Подросток»




Получена: 14.10.2022 Принята: 09.11.2022 Опубликована онлайн: 25.12.2022

Резюме: Статья посвящена анализу особенностей построения портретной характеристики, а также определению роли портрета в раскрытии образа персонажей романа Достоевского «Подросток». Актуальность статьи обусловлена изучением портрета как средства исследования внутреннего мира персонажей, возможностью проследить эволюцию использования статических и динамических портретов.
Целью статьи стало изучение портрета как средства художественно-психологического анализа в соотнесенности с авторской концепцией личности, эстетическими взглядами писателя и проблематикой произведения. 
Роль портретной характеристики в романе «Подросток» определяется на основании результатов анализа принципов построения портрета, а также применения сравнительно-типологического метода, позволяющего выявить особенности создания статических и динамических портретов. 
В ходе исследования выявлено, что романе «Подросток» в связи с отражением темы хаоса пореформенной действительности, морального и духовного распада, которая преломилась и в характерах героев, а также в связи с введением в роман нового типа героя, повествования от первого лица, изменяются способы создания портретной живописи. Статические и динамические портреты окрашены субъективной оценкой, чувствами героя-повествователя. Приемы портретной типизации находятся в зависимости от содержания личности изображаемого. Герои, чей внутренний мир однозначен, однолинейны, в их мировосприятии и поведении не происходит существенных изменений: эти персонажи изображаются в монологических портретах (Ламберт, Макар Иванович и др.). Образы героев, которых затронул «беспорядок» и духовный распад, амбивалентны: они раскрываются в диалогических статических портретах (Крафт, Васин, оба князя Сокольские). Особо в романе выделяются портреты-впечатления двух самых сложных характеров и самых важных в судьбе подростка лиц – Версилова и Ахмаковой. Эти портреты пронизаны эмоциональной стихией.
Исследование поэтики портрета дало основание утверждать, что в «Подростке» портрет не только позволяет выявить доминирующие психологические особенности персонажа, но и становится преломлением внутреннего мира подростка, его художественно-психологической характеристикой.

Ключевые слова: портретная характеристика, статический и динамический портрет, монологический и диалогический портрет, психологическая характеристика, внутренний мир героя.

Для цитирования: Акимова Н.В. Поэтика портрета в романе Ф.М. Достоевского «Подросток». Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2022. №4. С. 167–182. https://doi.org/10.29025/2079-6021-2022-4-167-182.

PDF (RUS)

Язык: русский




Возврат к списку

ISSN 2079-6021 (Print)
ISBN 2619-029X (Online)
^ Наверх