Содержание последнего номера
DOI: https://doi.org/10.29025/2079-6021-2022-4-167-182
Поэтика портрета в романе Ф.М. Достоевского «Подросток»
Резюме:
Статья посвящена анализу особенностей построения портретной характеристики, а также определению роли портрета в раскрытии образа персонажей романа Достоевского «Подросток». Актуальность статьи обусловлена изучением портрета как средства исследования внутреннего мира персонажей, возможностью проследить эволюцию использования статических и динамических портретов.
Целью статьи стало изучение портрета как средства художественно-психологического анализа в соотнесенности с авторской концепцией личности, эстетическими взглядами писателя и проблематикой произведения.
Роль портретной характеристики в романе «Подросток» определяется на основании результатов анализа принципов построения портрета, а также применения сравнительно-типологического метода, позволяющего выявить особенности создания статических и динамических портретов.
В ходе исследования выявлено, что романе «Подросток» в связи с отражением темы хаоса пореформенной действительности, морального и духовного распада, которая преломилась и в характерах героев, а также в связи с введением в роман нового типа героя, повествования от первого лица, изменяются способы создания портретной живописи. Статические и динамические портреты окрашены субъективной оценкой, чувствами героя-повествователя. Приемы портретной типизации находятся в зависимости от содержания личности изображаемого. Герои, чей внутренний мир однозначен, однолинейны, в их мировосприятии и поведении не происходит существенных изменений: эти персонажи изображаются в монологических портретах (Ламберт, Макар Иванович и др.). Образы героев, которых затронул «беспорядок» и духовный распад, амбивалентны: они раскрываются в диалогических статических портретах (Крафт, Васин, оба князя Сокольские). Особо в романе выделяются портреты-впечатления двух самых сложных характеров и самых важных в судьбе подростка лиц – Версилова и Ахмаковой. Эти портреты пронизаны эмоциональной стихией.
Исследование поэтики портрета дало основание утверждать, что в «Подростке» портрет не только позволяет выявить доминирующие психологические особенности персонажа, но и становится преломлением внутреннего мира подростка, его художественно-психологической характеристикой.
Ключевые слова: портретная характеристика, статический и динамический портрет, монологический и диалогический портрет, психологическая характеристика, внутренний мир героя.
Для цитирования: Акимова Н.В. Поэтика портрета в романе Ф.М. Достоевского «Подросток». Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2022. №4. С. 167–182. https://doi.org/10.29025/2079-6021-2022-4-167-182.
Язык: русский
ISBN 2619-029X (Online)