Содержание последнего номера
Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики
Научный журнал
ISSN 2079-6021(Print)
ISBN 2619-029X(Online)

Готовятся к выходу тематические номера журнала:

Выпуск 2, 2024 г.:
«Интернет-лингвистика: системообразующие характеристики и языковой дизайн»

Прием статей – до 10 мая.
Выход номера – 25 июня.

Выпуск 3, 2024 г.:
«Дискурс. Нарратив. Текст»

Прием статей – до 10 августа.
Выход номера – 25 сентября.

Выпуск 4, 2024 г.:
«Aллегория. Метафора. Символ»

Прием статей – до 10 ноября.
Выход номера – 25 декабряя.

Выпуск 1, 2025 г.:
«Развитие лексической системы языка в XXI веке: слово в пространстве изменяющегося мира»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Индексирование

Содержание последнего номера

УДК 81’42 +811.111+811.112.2
DOI: https://doi.org/10.29025/2079-6021-2022-4-125-135

Стилистическая выразительность художественных дискурсов Стефана Цвейга и Уильяма Сомерсета Моэма: сопоставительный аспект




Получена: 25.10.2022 Принята: 17.11.2022 Опубликована онлайн: 25.12.2022

Резюме: Данная статья посвящена изучению стилистических ресурсов художественных дискурсов австрийского писателя Стефана Цвейга и британского писателя Сомерсета Моэма. Исследование проводится на материале романа «Нетерпение сердца» (Ungeduld des Herzens), а также на материале романа «Узорный покров» (The Painted Veil). Цель работы достигается путем применения комплексного метода сопоставительного, интерпретационного и стилистического анализа. Установлено, что одним из распространенных подходов к изучению текстов является дискурсивный подход. Существенными компонентами в рамках данного подхода являются такие субъекты как автор, читатель, а также непосредственно текст. Отличительной чертой текстов художественного дискурса является активное употребление средств художественной выразительности и иных стилистически-маркированных языковых единиц. В работе рассматриваются особенности употребления метафор, эпитетов и сравнений с позиций дискурсивного изучения художественных текстов, а также раскрывается их функциональная специфика. Проведен количественный сопоставительный анализ тропов на материале изученного материала. Установлено, что средства художественной выразительности в рамках художественного дискурса реализуют следующие функции: описание внутреннего и внешнего портрета героев произведения, описание действий героев, описание сюжетных событий художественного произведения, а также детализация пейзажей и различных предметов реалий литературного произведения. Анализ материала показал, что художественный дискурс двух исследуемых авторов имеет определенные сходства и различия. Как в тексте романа «Ungeduld des Herzens», так и в тексте романа «The Painted Veil» наиболее частотной функцией тропов оказалась функция портретирования персонажей. Исследование показало, что количественное соотношение тропов у авторов различно: наиболее частотным средством выразительности в немецкоязычном романе выступает эпитет, в англоязычном романе – сравнение. Научная новизна исследования состоит в изучении функциональной специфики тропов в рамках художественного дискурса в сопоставительном аспекте разных лингвокультур. Перспективой исследования является дальнейшее рассмотрение средств художественной выразительности в художественной литературе различных жанров в сопоставительном аспекте.

Ключевые слова: художественный дискурс, стилистические средства, тропы, метафора, эпитет, сравнение, сопоставительный анализ, Стефан Цвейг, Уильям Сомерсет Моэм.

Для цитирования: Желтухина М.Р., Москалев И.Ю. Стилистическая выразительность художественных дискурсов Стефана Цвейга и Уильяма Сомерсета Моэма: сопоставительный аспект. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2022. №4. С. 125–135. https://doi.org/10.29025/2079-6021-2022-4-125-135.

PDF (RUS)

Язык: русский




Возврат к списку

ISSN 2079-6021 (Print)
ISBN 2619-029X (Online)
^ Наверх