Содержание последнего номера
DOI: https://doi.org/10.29025/2079-6021-2022-4-69-79
Художественный текст в парадигме модальности: достоверность события
Резюме:
В статье в координатах оценки и модальности, авторской и персонажной, рассматривается проблематика достоверности события в художественном тексте. Актуальность исследования определяется антропоцентризмом современной лингвистики, изучением «человека в языке», что, в свою очередь, определяет необходимость выяснения лингвистических параметров, которые могут быть применены к тексту в аспекте выяснения степени достоверности возможного мира как такового. Целью статьи является выявление и описание маркеров модальности, позволяющих репрезентировать события художественного текста как достоверные и осознаваемые читателем как единственно возможная истина. Методы исследования, среди которых предпочтение было отдано методам наблюдения и сопоставления, методу филологической интерпретации, прагматическому и семантическому анализу микроконтекстов, применялись к объекту исследования комплексно, что позволило выявить и описать различия в репрезентации достоверности события в авторской и персонажной зонах модальности. Восприятие читателями событий художественного текста как достоверных моделируется автором посредством разноуровневых средств модальности, план содержания которой, к тому же, осложнен введением в текст субъекта повествования, отличного от самого автора (рассказчика): в зоне персонажной модальности применены исключительно лексико-грамматические средства, тогда как авторская модальность характеризуется дополнительным использованием ориентированных на создание достоверности синтаксических структур, обращением к библейским мотивам и образам, а также прямой адресацией к читателю. Фоновые знания читателя, к которым апеллирует О. Генри в своей рождественской новелле, позволяют осуществить синтез разноуровневых средств оценки и модальности, что выводит события художественного текста за пределы достоверности.
Ключевые слова:
достоверность события, модальные операторы, авторская оценка, персонажная оценка, индивидуально-авторская картина мира, рождественская новелла, рассказчик.
Для цитирования:
Дзюбенко А.И. Художественный текст в парадигме модальности: достоверность события. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2022. № 4. С. 69–79.
https://doi.org/10.29025/2079-6021-2022-4-69-79.
Язык: русский
ISBN 2619-029X (Online)