Содержание последнего номера
DOI: https://doi.org/10.29025/2079-6021-2022-4-53-68
Языковая игра и лингвокогнитивное моделирование действительности – реальной и воображаемой (на материале произведения Carroll L. «Through the Looking-Glass and What Alice Found There»)
Резюме:
Проблема лингвистического описания художественного текста, где основное место отводится игровым приемам, актуальна и вызывает живой интерес. Эффект игры со словами как особой формы лингвокреативности создает ощущение интеллектуального препятствия, преодоление которого доставляет огромное удовольствие. Языковая игра – не только возможность реализации языковых значений, но и форма осмысления и познания мира. Исследование лингвокогнитивного механизма, моделирующего действительность, перспективно в плане изучения языковых средств, определяющих коммуникативные ситуации. Цель статьи – в выявлении и комплексном анализе лингвистических средств, участвующих в моделировании реальной и воображаемой действительности. Материал исследования – примеры игры слов фрагмента произведения Л. Кэрролла. Базовые методы исследования – анализ, синтез, метод лингвистического описания. Методы наблюдения, контекстуального и стилистического анализов выявили виды языковой игры, придающие особую экспрессивность, комический эффект, создаваемые сознательно и парадоксально. Используя системно-описательный метод, метод лексико-семантического анализа, автор выделил лингвистические средства, моделирующие действительность: глаголы ориентации в пространстве, глаголы когниции, интеллектуальной деятельности, модальные глаголы выражения эмоционального состояния; сравнительные конструкции, идиомы, содержащие базовую аксиоматику языкового сознания, приводящие к двусмысленности при одновременной реализации буквального и фигурального значений. Семантический анализ фразовых глаголов с послелогами показал результаты переосмысления их значений в контексте коммуникативных ситуаций. В рамках полисемии предоставляется выбор значения, ассоциированного с параметрами заданной ситуации. Особую роль выполняют метафоры, в которых заключена игра слов. Они создают новые смыслы из фрагментов субъективного опыта. В заключении сделан вывод о том, что при порождении новых смыслов в результате семантических аномалий или парадоксов выявленные лингвистические средства, описывая реальную и воображаемую действительность, задают параметры ситуации и могут рассматриваться как коды, извлекающие глубинные смыслы и дифференцирующие коммуникативные ситуации.
Ключевые слова: языковая игра, игровые приемы, познавательная деятельность, моделирование действительности, инверсия, семантическая аномалия, переосмысление значения, метафора, коммуникативная ситуация.
Для цитирования: Калашникова Л.В. Языковая игра и лингвокогнитивное моделирование действительности – реальной и воображаемой (на материале произведения Carroll L. «Through the Looking-Glass and What Alice Found There»). Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2022. № 4. C. 53–68. https://doi.org/10.29025/2079-6021-2022-4-53-68.
Язык: русский
ISBN 2619-029X (Online)