Содержание последнего номера
Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики
Научный журнал
ISSN 2079-6021(Print)
ISBN 2619-029X(Online)

Готовятся к выходу тематические номера журнала:

Выпуск 2, 2024 г.:
«Интернет-лингвистика: системообразующие характеристики и языковой дизайн»

Прием статей – до 10 мая.
Выход номера – 25 июня.

Выпуск 3, 2024 г.:
«Дискурс. Нарратив. Текст»

Прием статей – до 10 августа.
Выход номера – 25 сентября.

Выпуск 4, 2024 г.:
«Aллегория. Метафора. Символ»

Прием статей – до 10 ноября.
Выход номера – 25 декабряя.

Выпуск 1, 2025 г.:
«Развитие лексической системы языка в XXI веке: слово в пространстве изменяющегося мира»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Индексирование

Содержание последнего номера

УДК 81:159.955+37.025.7
DOI: https://doi.org/10.29025/2079-6021-2022-4-53-68

Языковая игра и лингвокогнитивное моделирование действительности – реальной и воображаемой (на материале произведения Carroll L. «Through the Looking-Glass and What Alice Found There»)




Получена: 18.10.2022 Принята: 11.11.202 Опубликована онлайн: 25.12.2022

Резюме: Проблема лингвистического описания художественного текста, где основное место отводится игровым приемам, актуальна и вызывает живой интерес. Эффект игры со словами как особой формы лингвокреативности создает ощущение интеллектуального препятствия, преодоление которого доставляет огромное удовольствие. Языковая игра – не только возможность реализации языковых значений, но и форма осмысления и познания мира. Исследование лингвокогнитивного механизма, моделирующего действительность, перспективно в плане изучения языковых средств, определяющих коммуникативные ситуации. Цель статьи – в выявлении и комплексном анализе лингвистических средств, участвующих в моделировании реальной и воображаемой действительности. Материал исследования – примеры игры слов фрагмента произведения Л. Кэрролла. Базовые методы исследования – анализ, синтез, метод лингвистического описания. Методы наблюдения, контекстуального и стилистического анализов выявили виды языковой игры, придающие особую экспрессивность, комический эффект, создаваемые сознательно и парадоксально. Используя системно-описательный метод, метод лексико-семантического анализа, автор выделил лингвистические средства, моделирующие действительность: глаголы ориентации в пространстве, глаголы когниции, интеллектуальной деятельности, модальные глаголы выражения эмоционального состояния; сравнительные конструкции, идиомы, содержащие базовую аксиоматику языкового сознания, приводящие к двусмысленности при одновременной реализации буквального и фигурального значений. Семантический анализ фразовых глаголов с послелогами показал результаты переосмысления их значений в контексте коммуникативных ситуаций. В рамках полисемии предоставляется выбор значения, ассоциированного с параметрами заданной ситуации. Особую роль выполняют метафоры, в которых заключена игра слов. Они создают новые смыслы из фрагментов субъективного опыта. В заключении сделан вывод о том, что при порождении новых смыслов в результате семантических аномалий или парадоксов выявленные лингвистические средства, описывая реальную и воображаемую действительность, задают параметры ситуации и могут рассматриваться как коды, извлекающие глубинные смыслы и дифференцирующие коммуникативные ситуации.

Ключевые слова: языковая игра, игровые приемы, познавательная деятельность, моделирование действительности, инверсия, семантическая аномалия, переосмысление значения, метафора, коммуникативная ситуация.

Для цитирования: Калашникова Л.В. Языковая игра и лингвокогнитивное моделирование действительности – реальной и воображаемой (на материале произведения Carroll L. «Through the Looking-Glass and What Alice Found There»). Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2022. № 4. C. 53–68. https://doi.org/10.29025/2079-6021-2022-4-53-68.

PDF (RUS)

Язык: русский




Возврат к списку

ISSN 2079-6021 (Print)
ISBN 2619-029X (Online)
^ Наверх