Содержание последнего номера
Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики
Научный журнал
ISSN 2079-6021(Print)
ISBN 2619-029X(Online)

Готовятся к выходу тематические номера журнала:

Выпуск 2, 2024 г.:
«Интернет-лингвистика: системообразующие характеристики и языковой дизайн»

Прием статей – до 10 мая.
Выход номера – 25 июня.

Выпуск 3, 2024 г.:
«Дискурс. Нарратив. Текст»

Прием статей – до 10 августа.
Выход номера – 25 сентября.

Выпуск 4, 2024 г.:
«Aллегория. Метафора. Символ»

Прием статей – до 10 ноября.
Выход номера – 25 декабряя.

Выпуск 1, 2025 г.:
«Развитие лексической системы языка в XXI веке: слово в пространстве изменяющегося мира»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Индексирование

Содержание последнего номера

УДК 81’27:811.161.1’367.622.12 + 81’42 + 659.1:323
DOI: https://doi.org/10.29025/2079-6021-2022-2-206-218

Функциональный и прагматический потенциал топонимов в видеотекстах российской политической рекламы




Получена: 25.04.2022 Принята: 13.05.2022 Опубликована онлайн: 25.06.2022

Резюме: Статья нацелена на исследование особенностей функционирования топонимов в составе видеотекстов российской политической рекламы и определению роли этих онимических единиц в реализации речевого воздействия. Проводится классификация топонимической лексики с функциональной точки зрения. Выявляются тенденции взаимодействия вербальных и визуальных компонентов поликодовых видеотекстов и определяется специфика миромоделирования с участием топонимов в дискурсе российской политической рекламы. Материал исследования включает видеотексты политической рекламы, относящиеся ко всем президентским кампаниям в России с начала 1990-х гг. до 2018 г. Материал рассматривается с привлечением компонентного, контекстуального и семиотического анализа.
В результате исследования в видеотекстах российской политической рекламы выявлены две основные группы топонимической лексики: топонимы в своей обычной референции и прецедентные топонимы. Первые употребляются преимущественно денотативно и вербально. Вторые имеют дополнительные ценностные и культурные коннотации, являются широко известными и узнаваемыми и часто употребляются в корреляции с невербальными компонентами. Отмечается, что обычные топонимы более многочисленны и, как правило, привлекаются в политический рекламный дискурс для обсуждения вопросов внутренней и внешней политики. Прецедентные топонимы встречаются реже, но благодаря своим уникальным свойствам они служат значимыми инструментами аффективного воздействия на избирателей. Обе группы имен собственных задействованы в моделировании пространственной и политической картины мира, которая отражает положение России и ключевые направления ее внутренней и внешней политики. Подчеркивается обобщенный и схематичный характер выявленной геополитической картины мира, что обусловлено неоднородностью топонимического наполнения и тематическим варьированием различных видеотекстов политической рекламы.


Ключевые слова: топоним, прецедентное имя собственное, поликодовый текст; видеотекст, политический рекламный текст, картина мира, миромоделирование, речевое воздействие.

Для цитирования: Дмитриева А.В. Функциональный и прагматический потенциал топонимов в видеотекстах российской политической рекламы. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2022. № 2. С. 206–218.

PDF (RUS)

Язык: русский




Возврат к списку

ISSN 2079-6021 (Print)
ISBN 2619-029X (Online)
^ Наверх