Содержание последнего номера
Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики
Научный журнал
ISSN 2079-6021(Print)
ISBN 2619-029X(Online)

Готовятся к выходу тематические номера журнала:

Выпуск 2, 2024 г.:
«Интернет-лингвистика: системообразующие характеристики и языковой дизайн»

Прием статей – до 10 мая.
Выход номера – 25 июня.

Выпуск 3, 2024 г.:
«Дискурс. Нарратив. Текст»

Прием статей – до 10 августа.
Выход номера – 25 сентября.

Выпуск 4, 2024 г.:
«Aллегория. Метафора. Символ»

Прием статей – до 10 ноября.
Выход номера – 25 декабряя.

Выпуск 1, 2025 г.:
«Развитие лексической системы языка в XXI веке: слово в пространстве изменяющегося мира»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Индексирование

Содержание последнего номера

УДК 81’42:659.1
DOI: https://doi.org/10.29025/2079-6021-2022-2-192-205

Роль визуального компонента в создании стилистических фигур речи на плакатах социальной рекламы




Получена: 13.04.2022 Принята: 28.04.2022 Опубликована онлайн: 25.06.2022

Резюме: Статья посвящена описанию состава средств выразительности, традиционно считавшихся сугубо вербальными, но используемых в социальной рекламе в визуальной и вербально-визуальной форме. Целью работы является установление степени распространенности вербальной и визуальной форм традиционных видов фигур в современной социальной рекламы и описание их роли в реализации замысла автора. Актуальность исследования обусловлена усилением интереса к изучению поликодовых текстов и формированием визуальной стилистики текста. Материалом послужили 4000 плакатов экологической тематики, собранные из различных медиабанков сети Интернет методом сплошной выборки. Авторы приходят к выводу, что только в визуальной форме в экологической рекламе используются контаминация и градация. Контаминация состоит в объединении частей разных изображений в единый образ, не получающий однако общего наименования. Градация строится на контрарных отношениях, с ее помощью показывают в динамике превращение одних предметов или состояний в другие. К вербально-визуальным приемам отнесены антитеза, параллелизм, амфиболия. Антитезы часто строятся на контекстуальных антонимах, конкретизируемых благодаря наличию изображения, причем в некоторых случаях такие антитезы квалифицируются как квазилогические. Параллелизм может быть представлен как вербальными, так и сугубо визуальными формами в виде помещения на один плакат двух похожих по содержанию картинок. С помощью амфиболии слогану придается парадоксальное значение, поскольку визуальный и вербальный ряды вступают в противоречие. Наконец, только в вербальной форме используются эллипсис и анафора. Эллипсис делает текст плаката максимально кратким, энергичным и удобным для быстрого прочтения. Анафора позволяет подчеркнуть тот элемент слогана, который несет основную смысловую нагрузку. Остальные типы стилистических фигур (инверсия, кольцо, хиазм и т.п.) встречаются в экологической социальной рекламе довольно редко и в целом не влияют на характер ее образной системы.


Ключевые слова: социальная реклама, стилистические фигуры, антитеза, контаминация, градация, параллелизм, амфиболия, эллипсис, анафора. 

Для цитирования: Анисимова Т.В., Чубай С.А. Роль визуального компонента в создании стилистических фигур речи на плакатах социальной рекламы. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2022. № 2. С. 192–205.

PDF (RUS)

Язык: русский




Возврат к списку

ISSN 2079-6021 (Print)
ISBN 2619-029X (Online)
^ Наверх