Содержание последнего номера
DOI: https://doi.org/10.29025/2079-6021-2022-2-192-205
Роль визуального компонента в создании стилистических фигур речи на плакатах социальной рекламы
Резюме:
Статья посвящена описанию состава средств выразительности, традиционно считавшихся сугубо вербальными, но используемых в социальной рекламе в визуальной и вербально-визуальной форме. Целью работы является установление степени распространенности вербальной и визуальной форм традиционных видов фигур в современной социальной рекламы и описание их роли в реализации замысла автора. Актуальность исследования обусловлена усилением интереса к изучению поликодовых текстов и формированием визуальной стилистики текста. Материалом послужили 4000 плакатов экологической тематики, собранные из различных медиабанков сети Интернет методом сплошной выборки. Авторы приходят к выводу, что только в визуальной форме в экологической рекламе используются контаминация и градация. Контаминация состоит в объединении частей разных изображений в единый образ, не получающий однако общего наименования. Градация строится на контрарных отношениях, с ее помощью показывают в динамике превращение одних предметов или состояний в другие. К вербально-визуальным приемам отнесены антитеза, параллелизм, амфиболия. Антитезы часто строятся на контекстуальных антонимах, конкретизируемых благодаря наличию изображения, причем в некоторых случаях такие антитезы квалифицируются как квазилогические. Параллелизм может быть представлен как вербальными, так и сугубо визуальными формами в виде помещения на один плакат двух похожих по содержанию картинок. С помощью амфиболии слогану придается парадоксальное значение, поскольку визуальный и вербальный ряды вступают в противоречие. Наконец, только в вербальной форме используются эллипсис и анафора. Эллипсис делает текст плаката максимально кратким, энергичным и удобным для быстрого прочтения. Анафора позволяет подчеркнуть тот элемент слогана, который несет основную смысловую нагрузку. Остальные типы стилистических фигур (инверсия, кольцо, хиазм и т.п.) встречаются в экологической социальной рекламе довольно редко и в целом не влияют на характер ее образной системы.
Ключевые слова: социальная реклама, стилистические фигуры, антитеза, контаминация, градация, параллелизм, амфиболия, эллипсис, анафора.
Для цитирования: Анисимова Т.В., Чубай С.А. Роль визуального компонента в создании стилистических фигур речи на плакатах социальной рекламы. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2022. № 2. С. 192–205.
Язык: русский
ISBN 2619-029X (Online)