Содержание последнего номера
DOI: https://doi.org/10.29025/2079-6021-2022-2-143-152
Статистическое представление волатильности научного интереса к категории персуазивности как объекту лингвистических исследований
Резюме:
В статье представлены результаты исследования категории персуазивности в академических лингвистических трудах. Персуазивность рассматривается в настоящей работе как свойство дискурса, реализующееся посредством вербального воздействия на сознание адресата с целью изменения его мировоззренческих установок. Актуальность исследования обусловлена возрастающим интересом научного сообщества к персуазивному потенциалу дискурса и механизмам вербального воздействия на целевую аудиторию, а также исключительной важностью изучения тактик и стратегий персуазивного воздействия, нацеленных на склонение реципиента информации к разделению точки зрения адресанта. Анализ исследовательских работ показал, что, несмотря на существование различных подходов к трактовке термина «персуазивность» и вытекающих отсюда различий в методических подходах к изучению явления, обозначенного данным термином, универсальный смысл понятия «персуазивность» в лингвистическом аспекте может быть сведен к идее, согласно которой «персуазивность» определяется как манипулятивное использование языковых средств и приемов, направленное на усиление приведенных адресантом аргументов. Цель настоящей работы заключается в выявлении и системном представлении динамики исследования категории персуазивности в научных лингвистических трудах. Исследование проводилось на основе материалов электронной научной библиотеки диссертаций и авторефератов «DisserCat». В результате целенаправленной выборки были каталогизированы и проанализированы 118 диссертационных работ, размещенных в период 2000-2021 гг. и посвященных изучению реализации категории персуазивности в дискурсе. Полученные результаты позволили рассмотреть и обобщить различные подходы к исследованию специфики реализации категории персуазивности в современной лингвистике, определить динамику и векторность интереса к изучаемому явлению. В качестве методов исследования были применены метод целенаправленной выборки, качественный анализ, количественный анализ, контент-анализ, статистическое наблюдение и обработка текстов выборки с последующим визуализированием, осуществленным с помощью программы Microsoft Оffice Excel. Количественно-хронологический анализ отобранных работ, посвященных изучению категории персуазивности, позволяет сделать вывод о том, что интерес к изучению реализации категории персуазивности не только не теряет своей актуальности, но с прогностической точки зрения следует ожидать значительного повышения спроса на проведение научных исследований в данном направлении.
Ключевые слова: категория персуазивности, манипулятивные технологии, дискурс, ментальное взаимодействие.
Для цитирования: Кислицына Н.Н., Секрет К.А. Статистическое представление волатильности научного интереса к категории персуазивности как объекту лингвистических исследований. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2022. № 2. С. 143–152.
Язык: русский
ISBN 2619-029X (Online)