Содержание последнего номера
Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики
Научный журнал
ISSN 2079-6021(Print)
ISBN 2619-029X(Online)

Готовятся к выходу тематические номера журнала:

Выпуск 2, 2024 г.:
«Интернет-лингвистика: системообразующие характеристики и языковой дизайн»

Прием статей – до 10 мая.
Выход номера – 25 июня.

Выпуск 3, 2024 г.:
«Дискурс. Нарратив. Текст»

Прием статей – до 10 августа.
Выход номера – 25 сентября.

Выпуск 4, 2024 г.:
«Aллегория. Метафора. Символ»

Прием статей – до 10 ноября.
Выход номера – 25 декабряя.

Выпуск 1, 2025 г.:
«Развитие лексической системы языка в XXI веке: слово в пространстве изменяющегося мира»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Индексирование

Содержание последнего номера

УДК 82`22:808.5
DOI: https://doi.org/10.29025/2079-6021-2022-2-143-152

Статистическое представление волатильности научного интереса к категории персуазивности как объекту лингвистических исследований




Получена: 04.04.2022 Принята: 27.04.2022 Опубликована онлайн: 25.06.2022

Резюме: В статье представлены результаты исследования категории персуазивности в академических лингвистических трудах. Персуазивность рассматривается в настоящей работе как свойство дискурса, реализующееся посредством вербального воздействия на сознание адресата с целью изменения его мировоззренческих установок. Актуальность исследования обусловлена возрастающим интересом научного сообщества к персуазивному потенциалу дискурса и механизмам вербального воздействия на целевую аудиторию, а также исключительной важностью изучения тактик и стратегий персуазивного воздействия, нацеленных на склонение реципиента информации к разделению точки зрения адресанта. Анализ исследовательских работ показал, что, несмотря на существование различных подходов к трактовке термина «персуазивность» и вытекающих отсюда различий в методических подходах к изучению явления, обозначенного данным термином, универсальный смысл понятия «персуазивность» в лингвистическом аспекте может быть сведен к идее, согласно которой «персуазивность» определяется как манипулятивное использование языковых средств и приемов, направленное на усиление приведенных адресантом аргументов. Цель настоящей работы заключается в выявлении и системном представлении динамики исследования категории персуазивности в научных лингвистических трудах. Исследование проводилось на основе материалов электронной научной библиотеки диссертаций и авторефератов «DisserCat». В результате целенаправленной выборки были каталогизированы и проанализированы 118 диссертационных работ, размещенных в период 2000-2021 гг. и посвященных изучению реализации категории персуазивности в дискурсе. Полученные результаты позволили рассмотреть и обобщить различные подходы к исследованию специфики реализации категории персуазивности в современной лингвистике, определить динамику и векторность интереса к изучаемому явлению. В качестве методов исследования были применены метод целенаправленной выборки, качественный анализ, количественный анализ, контент-анализ, статистическое наблюдение и обработка текстов выборки с последующим визуализированием, осуществленным с помощью программы Microsoft Оffice Excel. Количественно-хронологический анализ отобранных работ, посвященных изучению категории персуазивности, позволяет сделать вывод о том, что интерес к изучению реализации категории персуазивности не только не теряет своей актуальности, но с прогностической точки зрения следует ожидать значительного повышения спроса на проведение научных исследований в данном направлении.

Ключевые слова: категория персуазивности, манипулятивные технологии, дискурс, ментальное взаимодействие.

Для цитирования: Кислицына Н.Н., Секрет К.А. Статистическое представление волатильности научного интереса к категории персуазивности как объекту лингвистических исследований. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2022. № 2. С. 143–152.

PDF (RUS)

Язык: русский




Возврат к списку

ISSN 2079-6021 (Print)
ISBN 2619-029X (Online)
^ Наверх