Содержание последнего номера
Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики
Научный журнал
ISSN 2079-6021(Print)
ISBN 2619-029X(Online)

Готовятся к выходу тематические номера журнала:

Выпуск 1, 2024 г.:
«Глокальное пространство современной коммуникации»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Выпуск 2, 2024 г.:
«Интернет-лингвистика: системообразующие характеристики и языковой дизайн»

Прием статей – до 10 мая.
Выход номера – 25 июня.

Выпуск 3, 2024 г.:
«Дискурс. Нарратив. Текст»

Прием статей – до 10 августа.
Выход номера – 25 сентября.

Выпуск 4, 2024 г.:
«Aллегория. Метафора. Символ»

Прием статей – до 10 ноября.
Выход номера – 25 декабряя.

Выпуск 1, 2025 г.:
«Развитие лексической системы языка в XXI веке: слово в пространстве изменяющегося мира»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Индексирование

Содержание последнего номера

УДК 81.0
DOI: https://doi.org/10.29025/2079-6021-2022-2-71-82

К вопросу об определении понятия «прототермин»




Получена: 06.04.2022 Принята: 22.04.2022 Опубликована онлайн: 25.06.2022

Резюме: Статья посвящена анализу понятия «прототермин» и его отличительных свойств, выявлению роли прототермина в формировании лексики отраслевых терминологий. Выделены и описаны три периода развития знаний – донаучный, протонаучный и научный – и соответствующие им типы мышления – наивный, наивно-научный (ремесленный) и научный. Выделение периодов развития знаний и соответствующих им типов мышления требует осмысления роли специальных лексических единиц как индикатора, позволяющего определить особенности мышления человека, жившего в определенный период времени. Появление прототерминов знаменует собой период становления терминологий. Критериями разграничения понятий «термин» и «прототермин» становятся отсутствие у прототермина научной дефиниции и различие уровней их психологического функционирования. Прототермин отражает ремесленный тип мышления и признаки, которые обозначают степень зависимости явлений друг от друга. Рассматриваются вопросы периодизации возникновения ремесел: появление ремесел свидетельствует о втором этапе развития человечества, этапе иного типа осмысления окружающей действительности. Дается характеристика прототерминологического этапа развития терминологии как этапа, когда происходит дифференциация функций предметов и начинает формироваться профессиональная лексика. Возникает потребность в создании большего количества наименований, появляющихся за счет семантических способов, специализации значения слов, использования словообразовательных средств. Обозначаются основные отличия прототермина от предтермина, черты прототерминологического этапа развития отраслей научного знания в Европе и России. Приводятся примеры, подтверждающие исконный характер лексем, составляющих ядро национальных терминологий. Выделяются два этапа формирования терминологий с позиций развития мышления: наивная и осознанная специализация. Специализация значений лексем общеупотребительного языка становится маркером осознания человеческим мышлением отношений между понятиями и их зависимости друг от друга. Детализация устоявшихся понятий реализуется через фиксацию признаков однородных понятий. Рассматривается явление множественного синкретизма понятий как отражения расплывчатости значений слов. Перечисляются источники появления прототерминов: обыденная речь, диалектные слова; а также способы их создания: семантические способы, основанные на метафорическом и метонимическом переносах, сужение значения слова. В заключении перечисляются задачи изучения прототерминов. 

Ключевые слова: отраслевая терминология, донаучный период, протонаучный период, научный период, ремесленный тип мышления, термин, прототермин, специальное представление, специализация значения.

Для цитирования: Гринев-Гриневич С.В., Сорокина Э.А., Матвеева Е.Е., Молчанова М.А. К вопросу об определении понятия «прототермин». Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2022. № 2. С. 71–82.

PDF (RUS)

Язык: русский




Возврат к списку

ISSN 2079-6021 (Print)
ISBN 2619-029X (Online)
^ Наверх