Содержание последнего номера
DOI: https://doi.org/10.29025/2079-6021-2022-2-71-82
К вопросу об определении понятия «прототермин»
Резюме:
Статья посвящена анализу понятия «прототермин» и его отличительных свойств, выявлению роли прототермина в формировании лексики отраслевых терминологий. Выделены и описаны три периода развития знаний – донаучный, протонаучный и научный – и соответствующие им типы мышления – наивный, наивно-научный (ремесленный) и научный. Выделение периодов развития знаний и соответствующих им типов мышления требует осмысления роли специальных лексических единиц как индикатора, позволяющего определить особенности мышления человека, жившего в определенный период времени. Появление прототерминов знаменует собой период становления терминологий. Критериями разграничения понятий «термин» и «прототермин» становятся отсутствие у прототермина научной дефиниции и различие уровней их психологического функционирования. Прототермин отражает ремесленный тип мышления и признаки, которые обозначают степень зависимости явлений друг от друга. Рассматриваются вопросы периодизации возникновения ремесел: появление ремесел свидетельствует о втором этапе развития человечества, этапе иного типа осмысления окружающей действительности. Дается характеристика прототерминологического этапа развития терминологии как этапа, когда происходит дифференциация функций предметов и начинает формироваться профессиональная лексика. Возникает потребность в создании большего количества наименований, появляющихся за счет семантических способов, специализации значения слов, использования словообразовательных средств. Обозначаются основные отличия прототермина от предтермина, черты прототерминологического этапа развития отраслей научного знания в Европе и России. Приводятся примеры, подтверждающие исконный характер лексем, составляющих ядро национальных терминологий. Выделяются два этапа формирования терминологий с позиций развития мышления: наивная и осознанная специализация. Специализация значений лексем общеупотребительного языка становится маркером осознания человеческим мышлением отношений между понятиями и их зависимости друг от друга. Детализация устоявшихся понятий реализуется через фиксацию признаков однородных понятий. Рассматривается явление множественного синкретизма понятий как отражения расплывчатости значений слов. Перечисляются источники появления прототерминов: обыденная речь, диалектные слова; а также способы их создания: семантические способы, основанные на метафорическом и метонимическом переносах, сужение значения слова. В заключении перечисляются задачи изучения прототерминов.
Ключевые слова:
отраслевая терминология, донаучный период, протонаучный период, научный период, ремесленный тип мышления, термин, прототермин, специальное представление, специализация значения.
Для цитирования: Гринев-Гриневич С.В., Сорокина Э.А., Матвеева Е.Е., Молчанова М.А. К вопросу об определении понятия «прототермин». Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2022. № 2. С. 71–82.
Язык: русский
ISBN 2619-029X (Online)