Содержание последнего номера
Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики
Научный журнал
ISSN 2079-6021(Print)
ISBN 2619-029X(Online)

Готовятся к выходу тематические номера журнала:

Выпуск 1, 2024 г.:
«Глокальное пространство современной коммуникации»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Выпуск 2, 2024 г.:
«Интернет-лингвистика: системообразующие характеристики и языковой дизайн»

Прием статей – до 10 мая.
Выход номера – 25 июня.

Выпуск 3, 2024 г.:
«Дискурс. Нарратив. Текст»

Прием статей – до 10 августа.
Выход номера – 25 сентября.

Выпуск 4, 2024 г.:
«Aллегория. Метафора. Символ»

Прием статей – до 10 ноября.
Выход номера – 25 декабряя.

Выпуск 1, 2025 г.:
«Развитие лексической системы языка в XXI веке: слово в пространстве изменяющегося мира»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Индексирование

Содержание последнего номера

УДК 811.161.1’42:004.738.5
DOI: https://doi.org/10.29025/2079-6021-2022-1-195-206

Классические прецедентные тексты в интернет-фольклоре молодежи: аксиологический аспект




Получена: 24.01.2022 Принята: 13.02.2022 Опубликована онлайн: 25.03.2022

Резюме: Статья посвящена изучению принципов актуализации и трансформации прецедентных смыслов в молодежной интернет-коммуникации. Настоящее исследование выполнено в русле лингвокультурного подхода к изучению прецедентных феноменов. Под прецедентностью принято понимать способность хранить и актуализировать культурно значимые тексты. Именно прецедентные феномены являются ядерными компонентами лингвокультурных концептов, которые в свою очередь формируются вокруг ценностной доминанты и являют собой комплекс ассоциативно-культурных смыслов. Таким образом, проблема актуализации прецедентных смыслов и культурно значимых ценностей актуальна. Так как в современном мире именно интернет-среда дает объективную картину интерпретации культурных ценностей, благодатной почвой для изучения аксиосферы представителей молодежи выступают жанры интернет-коммуникации. Целью исследования является выявление особенностей (механизмов) восприятия молодежью культурно ценностных смыслов в мини-тексах интернет-фольклора, основой которых выступают прецедентные феномены. В качестве основного метода исследования применяется метод анализа ассоциативно-культурного контекста прецедентного феномена, для выявления специфики декодирования прецедентных смыслов – метод психолингвистического эксперимента, направленного на изучение особенностей восприятия ценностного компонента прецедентных феноменов. Научная новизна заключается в детальном изучении механизмов считывания молодежью ценностного компонента как важнейшего процесса, ведущего либо к актуализации ценности, либо к её трансформации и деаксиологизации (при вытеснении из когнитивной базы ценности как таковой). В результате проведенного анализа авторы приходят к выводу, что в молодежной среде значительно снижены ценности классической культуры: даже при считывании ассоциативно-игровых смыслов прецедентного феномена большинство представителей молодежи оценивают эти преобразования как «неинтересные» и «непонятные», что свидетельствует о неактуальности представления о смешном и комичном, основанном на ассоциативно-культурной эвристичности.

Ключевые слова: интернет-коммуникация, интернет-фольклор, стишки-порошки, прецедентные единицы, аксиосфера молодежи, духовные ценности.

Благодарности: Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и ЭИСИ в рамках научного проекта № 21-011-31221.

Для цитирования: Чемезова И.А., Варенцова Д.А. Классические прецедентные тексты в интернет-фольклоре молодежи: аксиологический аспект. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2022. №1. С. 195–206.

PDF (RUS)

Язык: русский




Возврат к списку

ISSN 2079-6021 (Print)
ISBN 2619-029X (Online)
^ Наверх