Историография как предмет концептуально-ценностного анализа (на материале источников о МИШЕЛЕ МОНТЕНЕ)
DOI: https://doi.org/10.29025/2079-6021-2021-3-172-182
Историография как предмет концептуально-ценностного анализа (на материале источников о МИШЕЛЕ МОНТЕНЕ)
Резюме:
Статья посвящена описанию процедуры и результатов концептуально-ценностного анализа источников, посвященных жизни и творчеству писателя XVI в. и философа-гуманиста Мишеля Монтеня. Целью концептуально-ценностного анализа служит выявление содержательных, онтологических и ценностных смыслов, представленных в сформированном историографическом корпусе. Материалом для анализа послужили тексты на русском, английском, французском, итальянском, немецком и украинском языках, относящиеся к научному и научно-историческому дискурсу вариативной тематики, объединенные персоналией М. Монтеня. Обосновывается введение и применение термина историография персоналии как текстового репертуара, формирующего сбалансированный корпус, который содержит информации об отдельной личности на примере М. Монтеня.
Концептуальные и аксиологические компоненты рассматриваются на паратекстовом уровне. Проведенный лингвоаксиологический анализ заголовков научных трудов о М. Монтене направлен на выявление средств выражения субъективной оценки и аксиологических доминант в дискурсе современных исследователей в отношении жизни, деятельности и творчества философа эпохи Возрождения. Целью комплексного исследования заголовков, сочетающего лексико-семантический, концептуальный, аксиологический и контент-анализ, является классификация концептов, которые выражают центры научного интереса исследователей М. Монтеня, а также выявление аксиологических доминант исследований. В результате предпринятого анализа детерминированы базовые концептуальные поля – совокупности репрезентантов концептов, объединенных общими признаками. Рекуррентные концепты относятся к полям, которые отличаются высокой вариативностью: философские взгляды; литературное творчество; ценности и антиценности; другие; самоидентичность; интертекстуальность; политика; телесность; обучение и воспитание. Сформированный историографический корпус содержит исследования, направленные на всестороннюю реконструкцию личности, творчества, мышления и деятельности М. Монтеня. Актуальность предпринятого исследования обосновывает концептуальная поливалентность, которая свидетельствует об отсутствии выработанного в кругу ученых единого мнения относительно исследуемой персоналии.
Ключевые слова: оценка, историография, историография персоналии, концептуальный анализ, аксиологический анализ, концептуальное поле, Мишель Монтень
Для цитирования: Райскина В.А. Историография как предмет концептуально-ценностного анализа (на материале источников о МИШЕЛЕ МОНТЕНЕ). Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2021. №3. С. 172–182
Язык: русский
ISBN 2619-029X (Online)