Сетевой образовательный дискурс в условиях межкультурной коммуникации
DOI: https://doi.org/10.29025/2079-6021-2021-3-87-98
Сетевой образовательный дискурс в условиях межкультурной коммуникации
Резюме:
Настоящая работа обращается к исследованию репрезентанта образовательного дискурса – сетевого учебного ресурса, предназначенного для международной аудитории обучающихся. Актуальность настоящего исследования продиктована целым рядом значимых для современной лингвистики факторов. Прежде всего, интерес вызывает сам образовательный дискурс в силу его социальной значимости, а также в связи с выходом образовательного дискурса на конструирование реальности и идентичности. Также представляется актуальным использование понятийного и аналитического аппарата дискурсивной лингвистики, что предполагает выделение дискурсивных практик, задействованных при вербализации изучаемого сетевого ресурса. Наконец, весьма важно в настоящее время рассмотрение межкультурного ракурса развертывания образовательного дискурса, что влечет за собой обращение к его лингвокультурной специфике. Исследовательский фокус работы сосредоточен на анализе особенностей сетевого образовательного дискурса в условиях межкультурной коммуникации. Материалом исследования послужила рубрика 6-minute English популярного онлайн-ресурса BBC Learning English. Цель исследования состоит в выявлении дискурсивных доминант данного репрезентанта образовательного дискурса. На основе комплексной методики, которая предполагает использование метода лингвокультурологического декодирования и интерпретации культурологической информации, овнешненной языковыми средствами, нарративного анализа, анализа типов информации текста по И. Р. Гальперину, дефиниционного анализа, представляется возможным определить специфику образовательного онлайн-дискурса в условиях межкультурной коммуникации на предмет идентификации множественных дискурсивных практик. Данные дискурсивные практики (медиатизации, полифоничности, нарративизации, эксплицитной оценочности, рекомендательности, связанной со здоровым образом жизни) вписываются в интердискурсивность, которая прежде всего характеризует современный сетевой образовательный дискурс. В результате проведенного анализа можно постулировать, что в условиях межкультурной коммуникации данный ресурс репрезентирует ориентированную на универсальные ценности аксиологическую картину мира, которая базируется на медийной картине мира и существует как возобновляемый нарратив, конечной целью которого является формирование кросс-культурной идентичности.
Ключевые слова: идентичность, кросс-культурная идентичность, транснациональная идентичность, образовательный дискурс, нарратив, картина мира, аксиологическая картина мира
Для цитирования: Иванова С.В. Сетевой образовательный дискурс в условиях межкультурной коммуникации. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2021. №3. С. 87–98
Язык: русский
ISBN 2619-029X (Online)