Содержание последнего номера
DOI: https://doi.org/10.29025/2079-6021-2021-3-52-62
Прагматика коммуникативной тональности запрета в англоязычном воспитывающем общении
Резюме:
Коммуникативная тональность рассматривается как стиль высказывания, выражающий не только мнение о теме разговора, но отношение к состоянию межличностных отношений с партнером, как способ самопрезентации личности в общении, она дополняет пропозицию высказывания с помощью выбора языковых средств передачи серьезных, презрительных, враждебных, шутливых, ироничных и иных эмоциональных оттенков речи. Данное исследование направлено на решение следующих задач: рассмотреть содержание понятия «коммуникативная тональность» и уточнить методологические подходы к его описанию в теории дискурса и межкультурной коммуникации; охарактеризовать коммуникативную тональность запрета как один из аспектов прагматической стилистики общения и уточнить приемы ее реализации в англоязычной традиции воспитывающего диалога. На основании проведенного анализа доказано, что коммуникативная тональность запрета как череды регулирующих речевые действия, нацеленных на создание символического препятствия, ограничение свободы действий и поступков ребенка, в англоязычной традиции воспитывающего общения отличается прагмастилистической пластичностью, что выражено в динамическом единстве конвенций жанрового канона воспитательного запрета, нацеленного на социализацию личности, и вариативности вербального выражения прямого и косвенного волевого давления на воспитываемого с помощью тактик патерналистской и либерально-демократической митигации или авторитарной интенсификации. Основными средствами митигации запрета являются модальные глагольные предикаты и условные синтаксические конструкции предложений, с помощью которых взрослый разъясняет причины отказа и запрета, ссылаясь на свой статус, приводит разумные аргументы, описывает свое психоэмоциональное состояние грусти и разочарования из-за неподобающего поведения ребенка; чередование серьезной и дружелюбной тональностей позволяет взрослому варьировать вертикальные и горизонтальные векторы социального дистанцирования при общении с ребенком. Авторитарная интенсификация проявляется в моделировании вертикального вектора доминирования с помощью речевых актов строгого запрета, отказа, не допускающего возражений.
Ключевые слова: прагматика, коммуникативная тональность, воспитательный дискурс, речевой акт, запрет, митигация, интенсификация
Для цитирования: Ильинова Е.Ю., Цинкерман Т.Н. Прагматика коммуникативной тональности запрета в англоязычном воспитывающем общении. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2021. №3. С. 52-62
Язык: русский
ISBN 2619-029X (Online)