ЛЕКСИКОГРАФИЧЕСКИЙ КОНТИНУУМ ЛЕКСЕМЫ ДУТЬ(СЯ)
DOI: https://doi.org/10.29025/2079-6021-2018-3(31)-104-110
ЛЕКСИКОГРАФИЧЕСКИЙ КОНТИНУУМ ЛЕКСЕМЫ ДУТЬ(СЯ)
Ибатуллина Е.А. /
Резюме:
Языковая картина мира, как результат постоянно развивающейся лингвотворческой духовной деятельности человека, закреплена в языке, его семантике, также в языковой системе запечатлены результаты и особенности познания человеком окружающего мира и самого себя в целом. Картина мира не может быть выполнена в незнакомом для человека языке, так же как и не может включать в себя явления, неизвестные и не осознанные человеком. Поэтому в настоящее время так актуальны лингвистические исследования, связанные с изучением концептов и концептуальных полей в диахроническом и синхроническом аспектах. Эти исследования опираются на данные различных словарей, таких как исторические, толковые, фразеологические, диалектные, этимологические, словообразовательные и др. В данной статье мы рассматриваем фиксацию лексемы ‘дуться’ в этимологических, исторических, диалектных, толковых словарях русского языка и словарях синонимов. Языковой анализ лексемы позволяет установить особенности лексико-семантического объема данной дефиниции в различные исторические эпохи, а также проследить диахроническое и синхроническое развитие языка в целом. А подробное рассмотрение лексико-семантического объема исследуемого глагола позволяет точнее определить его смысл в контексте литературных памятников. На основе данных, полученных в результате анализа достаточного количества языкового материала, можно сделать определенные выводы: 1) исследуемый глагол по своему происхождению является древним праславянским, 2) с развитием языка постепенно происходит расширение семантического объема лексемы, 3) наибольшее количество значений зафиксировано в словаре современного русского литературного языка
Ключевые слова: лексема; дефиниция; лексико-семантический объем; языковой материал; этимология; словари; языковая картина мира
Для цитирования: Ибатуллина Е.А. Лексикографический континуум лексемы «дуть(ся)» // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2018. № 3(31). С. 104-110. DOI: 10.29025/2079–6021-2018-3(31)-104-110
Язык: русский
ISBN 2619-029X (Online)