Содержание последнего номера
DOI: https://doi.org/10.29025/2079-6021-2023-4-187-200
Коммуникативные тактики и речевые средства формирования медиаобраза президента России в немецком политическом медиадискурсе
Резюме:
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью системного научного осмысления лингвопрагматических аспектов актуализации коммуникативных тактик и обеспечивающих их речевых средств формирования медиаобраза президента России В. В. Путина в пространстве политического медиадискурса в период, отмеченный существенным увеличением негативных отзывов о политической позиции, действиях и решениях президента России со стороны акторов западного медиадискурса в целом и немецкого медиадискурса в частности на фоне проведения Специальной военной операции (СВО) на территории Украины. Цель предпринятого исследования состоит в установлении коммуникативных тактик и речевых средств формирования медиаобраза президента России в немецком политическом медиадискурсе и лингвистической характеристике медийного портрета В. В. Путина в условиях настоящей политической конъюнктуры Германии. В рамках настоящего исследования предлагается теоретический обзор современных отечественных и зарубежных работ по изучению понятия медиаобраза, а также подробный анализ выявленных коммуникативных тактик и речевых средств формирования медиаобраза президента России. Материалом исследования является немецкоязычный скрипт документального фильма «Putin – Der gefährliche Despot» телеканала ZDF. Исследование заявленного материала проведено с опорой на классификацию коммуникативных тактик Н. Б. Руженцевой и О. Л. Михалевой и с привлечением методов сплошной выборки, дискурс-анализа, контекстуального анализа, количественного подсчета. В результате исследования идентифицированы 80 случаев реализации 17 различных коммуникативных тактик, а также различные речевые средства, применяемые для их реализации. Исследование позволило продемонстрировать дискурсивное воплощение критичной, недоверчивой и настороженной позиции Германии по отношению к России и к В. В. Путину; наличие в большей степени отрицательных оценочных суждений о личности президента России и его деятельности на политической арене; стремление Германии дискредитировать на федеральном уровне президента России в глазах своего населения посредством реализации различных коммуникативных тактик и речевых средств воздействия.
Ключевые слова: политический медиадискурс, медиаобраз политика, коммуникативные тактики, речевые средства, манипуляция, дискредитация, информационно-психологическое воздействие.
Для цитирования: Сергеева М.С., Каменский М.В. Коммуникативные тактики и речевые средства формирования медиаобраза президента России в немецком политическом медиадискурсе. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2023. №4. С. 187-200. https://doi.org/10.29025/2079-6021-2023-4-187-200.
Язык: русский
ISBN 2619-029X (Online)