Содержание последнего номера
DOI: https://doi.org/10.29025/2079-6021-2023-4-157-168
Лингвопрагматическая характеристика самопрезентационного дискурса (на материале контента англоязычных корпоративных сайтов)
Резюме:
Представленная работа посвящена исследованию сущности самопрезентационного дискурса в коммуникативно-прагматическом аспекте. Актуальность работы обусловлена универсальной применимостью и особой значимостью процесса самопрезентации в информационной эпохе. Цель статьи заключается в определении лингвопрагматических особенностей самопрезентационного дискурса. Исследование выполнено с применением методов прагмалингвистического, дискурсивного, интерпретативного и контекстуального анализа. Материалом работы является англоязычный текстовый контент корпоративного сайта, размещённый в его подразделах «Миссия компании» и «История компании». Научная новизна исследования сводится к анализу самопрезентационного дискурса через призму идеи трансдискурсивности, предложенной М. Фуко. Такая перспектива исследования открывается благодаря обнаружению у феномена самопрезентации ряда признаков, обуславливающих его трансдискурсивную природу. Среди признаков выделены адаптивность, универсальность, существенность в социокоммуникативных взаимодействиях. Процесс самопрезентации реализуется в форме стратегии, абстрактной и устойчивой целью которой является создание положительного образа адресанта. Определено, что данная цель уточняется и осуществляется исключительно в коммуникативно-прагматических условиях, принадлежащих конкретному дискурсу. Ведущая цель и трансдискурсивная дискурсообразующая стратегия служат основными дифференцирующими критериями самопрезентационного дискурса. Его коммуникативное пространство, отражающее исчерпывающую полноту ситуаций самопредставления, отличает гетерогенность. Каждый фрагмент пространства трактуется как определённый вариант реализации самопрезентационного дискурса в пределах одного дискурса. В качестве такого фрагмента рассмотрен PR-дискурс, конкретизирующий PR-вариант самопрезентационного коммуникативного поля. Как и любой другой вариант, он перенимает все лингвопрагматические особенности соответствующего дискурса. Подвергнут анализу жанр PR-дискурса и PR-версии бэкграундер, который воплощается в виде подразделов корпоративного сайта «История компании» и «Миссия компании». Направленность жанра на достижение цели стратегии самопрезентации эксплицируется в нескольких выявленных коммуникативных тактиках, что подтверждает вывод о трансдискурсивном статусе исследуемого феномена.
Ключевые слова: самопрезентационный дискурс, трансдискурсивность, лингвистическая прагматика, коммуникативная стратегия, коммуникативная тактика, PR-дискурс, корпоративный сайт, положительный имидж.
Для цитирования:
Анкин Д.Ю., Митягина В.А. Лингвопрагматическая характеристика самопрезентационного дискурса (на материале контента англоязычных корпоративных сайтов). Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2023. №4. С. 157–168. https://doi.org/10.29025/2079-6021-2023-4-157-168.
Язык: русский
ISBN 2619-029X (Online)