Содержание последнего номера
DOI: https://doi.org/10.29025/2079-6021-2023-3-117-132
Визуальные средства современной ономастики (на материале эргонимов г. Москвы).
Резюме:
Данная статья представляет фрагмент исследования в русле современного лингвистического направления – ономастики, и посвящена изучению эргонимов, созданных с использованием различных приемов визуализации. В качестве материала избран языковой ландшафт города, поскольку он в полной мере отражает тенденции развития языка. В задачи исследования входило проанализировать эргонимы современного мегаполиса, в составе которых присутствует визуализация. На оживленных улицах г. Москвы методом сплошной выборки было собрано 2700 эргонимов, из которых были выделены те, которые созданы с применением приемов визуализации, таких как пиктограммы, яркий шрифт, супраграфемика, капитализация, синтаксическая игра, кодографизация, параграфемные знаки, цифры. Кроме того, в ходе работы выяснено, какие номинации коммерческих предприятий с визуализацией наиболее привлекательны для жителей города, какие вызывают положительное, нейтральное или отрицательное отношение. Для этого было проведено анкетирование 90 жителей столицы из разных возрастных групп. Результаты, полученные в ходе опроса, были проанализированы с применением элементов статистического анализа.
Удалось установить, что больше всего положительных оценок заслуживают эргонимы, созданные с использованием пиктограмм, они же являются наиболее запоминающимися. С позитивными эмоциями связаны яркие вывески, причем более предпочтительны написанные желтым цветом.
Положительных откликов о лаконичных вывесках у молодежи значительно больше, чем у респондентов старшего возраста. Информанты пенсионного возраста негативно оценивают эргонимы с кодографизацией. На основе полученных данных возможно сформулировать рекомендации авторам вывесок с названиями коммерческих предприятий, нацеленных на разные возрастные группы потребителей. Кроме того, результаты работы имеют потенциал использования в практике преподавания различных теоретических и практических дисциплин, таких как социолингвистика, когнитивная лингвистика, лингвокульторология, основы теории межкультурной коммуникации, практикумы профессионального общения и межкультурного общения и др.
Ключевые слова: эргоним, опрос, пиктограмма, супраграфемика, капитализация, синтаксическая игра, кодографизация.
Для цитирования: Матюшина Н.В. Визуальные средства современной ономастики (на материале эргонимов г. Москвы). Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2023. №3. С. 117–132. https://doi.org/10.29025/2079-6021-2023-3-117-132.
Язык: русский
ISBN 2619-029X (Online)