Содержание последнего номера
Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики
Научный журнал
ISSN 2079-6021(Print)
ISBN 2619-029X(Online)

Готовятся к выходу тематические номера журнала:

Выпуск 2, 2024 г.:
«Интернет-лингвистика: системообразующие характеристики и языковой дизайн»

Прием статей – до 10 мая.
Выход номера – 25 июня.

Выпуск 3, 2024 г.:
«Дискурс. Нарратив. Текст»

Прием статей – до 10 августа.
Выход номера – 25 сентября.

Выпуск 4, 2024 г.:
«Aллегория. Метафора. Символ»

Прием статей – до 10 ноября.
Выход номера – 25 декабряя.

Выпуск 1, 2025 г.:
«Развитие лексической системы языка в XXI веке: слово в пространстве изменяющегося мира»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Индексирование

Содержание последнего номера

УДК 811.161.1
DOI: https://doi.org/10.29025/2079-6021-2023-3-117-132

Визуальные средства современной ономастики (на материале эргонимов г. Москвы).




Получена: 26.07.2023 Принята: 15.08.2023 Опубликована онлайн: 25.09.2023

Резюме: Данная статья представляет фрагмент исследования в русле современного лингвистического направления – ономастики, и посвящена изучению эргонимов, созданных с использованием различных приемов визуализации. В качестве материала избран языковой ландшафт города, поскольку он в полной мере отражает тенденции развития языка. В задачи исследования входило проанализировать эргонимы современного мегаполиса, в составе которых присутствует визуализация. На оживленных улицах г. Москвы методом сплошной выборки было собрано 2700 эргонимов, из которых были выделены те, которые созданы с применением приемов визуализации, таких как пиктограммы, яркий шрифт, супраграфемика, капитализация, синтаксическая игра, кодографизация, параграфемные знаки, цифры. Кроме того, в ходе работы выяснено, какие номинации коммерческих предприятий с визуализацией наиболее привлекательны для жителей города, какие вызывают положительное, нейтральное или отрицательное отношение. Для этого было проведено анкетирование 90 жителей столицы из разных возрастных групп. Результаты, полученные в ходе опроса, были проанализированы с применением элементов статистического анализа.
Удалось установить, что больше всего положительных оценок заслуживают эргонимы, созданные с использованием пиктограмм, они же являются наиболее запоминающимися. С позитивными эмоциями связаны яркие вывески, причем более предпочтительны написанные желтым цветом.
Положительных откликов о лаконичных вывесках у молодежи значительно больше, чем у респондентов старшего возраста. Информанты пенсионного возраста негативно оценивают эргонимы с кодографизацией. На основе полученных данных возможно сформулировать рекомендации авторам вывесок с названиями коммерческих предприятий, нацеленных на разные возрастные группы потребителей. Кроме того, результаты работы имеют потенциал использования в практике преподавания различных теоретических и практических дисциплин, таких как социолингвистика, когнитивная лингвистика, лингвокульторология, основы теории межкультурной коммуникации, практикумы профессионального общения и межкультурного общения и др.

Ключевые слова: эргоним, опрос, пиктограмма, супраграфемика, капитализация, синтаксическая игра, кодографизация.

Для цитирования: Матюшина Н.В. Визуальные средства современной ономастики (на материале эргонимов г. Москвы). Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2023. №3. С. 117–132. https://doi.org/10.29025/2079-6021-2023-3-117-132.

PDF (RUS)

Язык: русский




Возврат к списку

ISSN 2079-6021 (Print)
ISBN 2619-029X (Online)
^ Наверх