Содержание последнего номера
DOI: https://doi.org/10.29025/2079-6021-2023-3-91-101
Когнитивный стиль как основа алгоритмизации вербально-когнитивной деятельности в академическом дискурсе
Резюме:
Представленное исследование посвящено выявлению и анализу базовых характеристик когнитивного стиля участников генеративно-интерпретативной деятельности в рамках академического дискурса. Сам когнитивный стиль может быть определен как динамическая «схема действования», облегчающая структурирование коммуникативного процесса. Алгоритм создания и трансляции результатов дискурсивизации в научной коммуникации содержит гибкую последовательность когнитивных и вербальных действий по решению задач, детерминированных конситуативными и контекстуальными условиями.
В результате дискурсивно-модусного и конверсационного анализа авторы определяют иллокутивную готовность продуцентов к порождению и вербализации, а реципиентов к апперцепции и интерпретации «якорных» концептов как маркеров когнитивного стиля и элементов структурирования познавательной и коммуникативной активности. Эмпирическим материалом послужили микроконтексты из коллективной монографии «Введение в синергетику перевода», содержащие как маркеры генерации когнитивных компонентов, так и их трансляции и конвенционализации.
Анализ когнитивных стилей, объединяемых в академическом дискурсе в синергетическое единство, когнитивную стратегию, выявил доминирование правополярных характеристик шкалы Майерса–Бриггса: аналитизм, поленезависимость, гибкость фокусировки, рефлективность, детализацию. Соответствие выявленным критериям предполагает применение мягких паттернов как компонентов динамических «схем действования», что обусловливает гибкость алгоритмов и модификацию последовательности актов когниции и вербализации. Авторы приходят к заключению, что потенциальная приемлемость когнитивных стилей различных участников академической коммуникации и адаптивные возможности стилевых характеристик позволяют создать когнитивную стратегию как общее направление генеративно-интерпретативной деятельности. Апперцептивный тип познавательной активности, «якорение» индивидуальных концептов в пространстве научной рецепции, возможность отсроченной гармонизации когнитивных стилей в ситуации «даунтайм» являются условиями выявления в тексте соответствий макропропозиции академического дискурса.
Ключевые слова: академический дискурс, когнитивный стиль, когнитивные стратегии, мягкие паттерны, алгоритмизация вербализации/интерпретации, ситуация «даунтайм», несенсорная эпистемологическая метапрограмма.
Для цитирования: Пугоева А.О., Манаенко Г.Н. Когнитивный стиль как основа алгоритмизации вербально-когнитивной деятельности в академическом дискурсе. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2023. №3. C. 91–101. https://doi.org/10.29025/2079-6021-2023-3-91-101.
Язык: русский
ISBN 2619-029X (Online)