Содержание последнего номера
Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики
Научный журнал
ISSN 2079-6021(Print)
ISBN 2619-029X(Online)

Готовятся к выходу тематические номера журнала:

Выпуск 2, 2024 г.:
«Интернет-лингвистика: системообразующие характеристики и языковой дизайн»

Прием статей – до 10 мая.
Выход номера – 25 июня.

Выпуск 3, 2024 г.:
«Дискурс. Нарратив. Текст»

Прием статей – до 10 августа.
Выход номера – 25 сентября.

Выпуск 4, 2024 г.:
«Aллегория. Метафора. Символ»

Прием статей – до 10 ноября.
Выход номера – 25 декабряя.

Выпуск 1, 2025 г.:
«Развитие лексической системы языка в XXI веке: слово в пространстве изменяющегося мира»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Индексирование

Содержание последнего номера

УДК 81’367 + 81’372
DOI: https://doi.org/10.29025/2079-6021-2023-3-91-101

Когнитивный стиль как основа алгоритмизации вербально-когнитивной деятельности в академическом дискурсе




Получена: 17.07.2023 Принята: 11.08.2023 Опубликована онлайн: 25.09.2023

Резюме: Представленное исследование посвящено выявлению и анализу базовых характеристик когнитивного стиля участников генеративно-интерпретативной деятельности в рамках академического дискурса. Сам когнитивный стиль может быть определен как динамическая «схема действования», облегчающая структурирование коммуникативного процесса. Алгоритм создания и трансляции результатов дискурсивизации в научной коммуникации содержит гибкую последовательность когнитивных и вербальных действий по решению задач, детерминированных конситуативными и контекстуальными условиями. 
В результате дискурсивно-модусного и конверсационного анализа авторы определяют иллокутивную готовность продуцентов к порождению и вербализации, а реципиентов к апперцепции и интерпретации «якорных» концептов как маркеров когнитивного стиля и элементов структурирования познавательной и коммуникативной активности. Эмпирическим материалом послужили микроконтексты из коллективной монографии «Введение в синергетику перевода», содержащие как маркеры генерации когнитивных компонентов, так и их трансляции и конвенционализации. 
Анализ когнитивных стилей, объединяемых в академическом дискурсе в синергетическое единство, когнитивную стратегию, выявил доминирование правополярных характеристик шкалы Майерса–Бриггса: аналитизм, поленезависимость, гибкость фокусировки, рефлективность, детализацию. Соответствие выявленным критериям предполагает применение мягких паттернов как компонентов динамических «схем действования», что обусловливает гибкость алгоритмов и модификацию последовательности актов когниции и вербализации. Авторы приходят к заключению, что потенциальная приемлемость когнитивных стилей различных участников академической коммуникации и адаптивные возможности стилевых характеристик позволяют создать когнитивную стратегию как общее направление генеративно-интерпретативной деятельности. Апперцептивный тип познавательной активности, «якорение» индивидуальных концептов в пространстве научной рецепции, возможность отсроченной гармонизации когнитивных стилей в ситуации «даунтайм» являются условиями выявления в тексте соответствий макропропозиции академического дискурса.

Ключевые слова: академический дискурс, когнитивный стиль, когнитивные стратегии, мягкие паттерны, алгоритмизация вербализации/интерпретации, ситуация «даунтайм», несенсорная эпистемологическая метапрограмма.

Для цитирования: Пугоева А.О., Манаенко Г.Н. Когнитивный стиль как основа алгоритмизации вербально-когнитивной деятельности в академическом дискурсе. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2023. №3. C. 91–101. https://doi.org/10.29025/2079-6021-2023-3-91-101.

PDF (RUS)

Язык: русский




Возврат к списку

ISSN 2079-6021 (Print)
ISBN 2619-029X (Online)
^ Наверх