Содержание последнего номера
Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики
Научный журнал
ISSN 2079-6021(Print)
ISBN 2619-029X(Online)

Готовятся к выходу тематические номера журнала:

Выпуск 2, 2024 г.:
«Интернет-лингвистика: системообразующие характеристики и языковой дизайн»

Прием статей – до 10 мая.
Выход номера – 25 июня.

Выпуск 3, 2024 г.:
«Дискурс. Нарратив. Текст»

Прием статей – до 10 августа.
Выход номера – 25 сентября.

Выпуск 4, 2024 г.:
«Aллегория. Метафора. Символ»

Прием статей – до 10 ноября.
Выход номера – 25 декабряя.

Выпуск 1, 2025 г.:
«Развитие лексической системы языка в XXI веке: слово в пространстве изменяющегося мира»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Индексирование

Содержание последнего номера

УДК 81’42+811.161.1
DOI: https://doi.org/10.29025/2079-6021-2023-2-216-228

Дидактический потенциал новостных видеосюжетов на занятиях по русскому языку как иностранному.




Получена: 13.04.2023 Принята: 28.04.2023 Опубликована онлайн: 25.06.2023

Резюме: Статья посвящена изучению дидактического потенциала аутентичных журналистских новостных видеоматериалов на занятиях по русскому языку как иностранному. Под аутентичными материалами авторы понимают печатные тексты, видеосюжеты и аудиозаписи, с которыми учащиеся сталкиваются в повседневной жизни – вне учебной аудитории; при этом основной целью таких материалов является не обучение языку, а передача информации и организация реального общения. Журналистский видеоматериал данного типа рассматривается как средство формирования языковой и социокультурной компетенций изучающих русский язык как иностранный. В статье подчеркивается специфика такого рода обучающего контента: использование в большом количестве разговорной лексики, речевых клише, профессиональных терминов, слов с эмоциональной окраской, оценочной лексики, безэквивалентной лексики, фразеологизмов, метафор, цитат и реминисценций, подразумевающих знание прецедентных текстов, специфичных жестов, мимики и т.п. Авторы освещают различные подходы к проблеме использования аутентичных текстов в практике обучения русскому языку как иностранному, определяют основные критерии отбора аутентичных новостных видеоматериалов для уроков русского как иностранного в зависимости от уровня обучающихся. Авторы подчеркивают, что новостные видеосюжеты в качестве аутентичных материалов на занятиях по русскому как иностранному целесообразно использовать, начиная с уровня В1: иностранные учащиеся, которые владеют языком на данном уровне, способны воспринимать на слух и понимать монологические высказывания в рамках актуальной социокультурной тематики. В качестве практического материала в статье представлен алгоритм работы с новостным журналистским контентом в соответствии с уровнем владения русским языком, предложены образцы заданий для использования на занятиях по русскому как иностранному. Методологической базой исследования стало использование следующих методов: описательно-аналитического метода, метода систематизации и классификации, метода проектирования, а также коммуникативной методики обучения иностранному языку. 

Ключевые слова: медиадискурс, журналистский дискурс, новостной видеосюжет, русский язык как иностранный (РКИ), языковая компетенция, социокультурная компетенция, коммуникативная компетенция, аутентичный видеоматериал, коммуникативная дидактика, дидактический потенциал.

Для цитирования: Зайцева О.А., Терских М.В. Дидактический потенциал новостных видеосюжетов на занятиях по русскому языку как иностранному. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2023. №2. С. 216–228. https://doi.org/10.29025/2079-6021-2023-2-216-228.

PDF (RUS)

Язык: русский




Возврат к списку

ISSN 2079-6021 (Print)
ISBN 2619-029X (Online)
^ Наверх