Содержание последнего номера
DOI: https://doi.org/10.29025/2079-6021-2023-2-216-228
Дидактический потенциал новостных видеосюжетов на занятиях по русскому языку как иностранному.
Резюме:
Статья посвящена изучению дидактического потенциала аутентичных журналистских новостных видеоматериалов на занятиях по русскому языку как иностранному. Под аутентичными материалами авторы понимают печатные тексты, видеосюжеты и аудиозаписи, с которыми учащиеся сталкиваются в повседневной жизни – вне учебной аудитории; при этом основной целью таких материалов является не обучение языку, а передача информации и организация реального общения. Журналистский видеоматериал данного типа рассматривается как средство формирования языковой и социокультурной компетенций изучающих русский язык как иностранный. В статье подчеркивается специфика такого рода обучающего контента: использование в большом количестве разговорной лексики, речевых клише, профессиональных терминов, слов с эмоциональной окраской, оценочной лексики, безэквивалентной лексики, фразеологизмов, метафор, цитат и реминисценций, подразумевающих знание прецедентных текстов, специфичных жестов, мимики и т.п. Авторы освещают различные подходы к проблеме использования аутентичных текстов в практике обучения русскому языку как иностранному, определяют основные критерии отбора аутентичных новостных видеоматериалов для уроков русского как иностранного в зависимости от уровня обучающихся. Авторы подчеркивают, что новостные видеосюжеты в качестве аутентичных материалов на занятиях по русскому как иностранному целесообразно использовать, начиная с уровня В1: иностранные учащиеся, которые владеют языком на данном уровне, способны воспринимать на слух и понимать монологические высказывания в рамках актуальной социокультурной тематики. В качестве практического материала в статье представлен алгоритм работы с новостным журналистским контентом в соответствии с уровнем владения русским языком, предложены образцы заданий для использования на занятиях по русскому как иностранному. Методологической базой исследования стало использование следующих методов: описательно-аналитического метода, метода систематизации и классификации, метода проектирования, а также коммуникативной методики обучения иностранному языку.
Ключевые слова: медиадискурс, журналистский дискурс, новостной видеосюжет, русский язык как иностранный (РКИ), языковая компетенция, социокультурная компетенция, коммуникативная компетенция, аутентичный видеоматериал, коммуникативная дидактика, дидактический потенциал.
Для цитирования: Зайцева О.А., Терских М.В. Дидактический потенциал новостных видеосюжетов на занятиях по русскому языку как иностранному. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2023. №2. С. 216–228. https://doi.org/10.29025/2079-6021-2023-2-216-228.
Язык: русский
ISBN 2619-029X (Online)