Содержание последнего номера
DOI: https://doi.org/10.29025/2079-6021-2023-1-142-151
Семиотика жанра: готический канон в ироническом модусе
Резюме:
В статье рассматривается семиотика жанра готической повести в ее ироническом переосмыслении в русской классической литературе, в частности, в тех композиционных и аксиологических трансформациях, которые обнаруживаются в «Пиковой даме» А.С. Пушкина. Актуальность исследования обусловливается возрастающим интересом к осмыслению природы эстетического семиозиса, к набору устойчивых признаков определенного жанра, условиям их изменений и востребованности в конкретные исторические эпохи. Цель статьи заключается в анализе семиотических параметров иронического модуса, трансформирующего готический канон в повести А.С. Пушкина «Пиковая дама», но не затрагивающего ценностную ориентацию главного героя. Методы исследования включают историко-типологический и сравнительно-сопоставительный, а также метод филологической интерпретации и структурно-семиотический анализ. В ходе исследования определены семиотические компоненты, маркирующие не только адаптацию готической символики и в целом жанра готической повести в первой трети XIX в. к традиции русской словесности, но и авторскую интенцию неприменимости рациональной жизненной стратегии в русской национальной картине мира. Трансформации затрагивают канонические требования к пространству и времени художественного мира, к системе персонажей, к мотивации их поступков. При этом если первые два аспекта предстают у Пушкина в координатах иронического модуса, во многом преемственного к романтической иронии, то мотивация поступков Германна решена в рамках абсолютизации ценностных ориентаций персонажа: действия героя интерпретируются посредством устойчивых ценностей, характеризующих национальную аксиосферу. Автор акцентирует внимание не на таинственном и необычайном, а на двойственности, которая пронизывает все уровни художественного мира – от мотивации поступков персонажа до объяснения краха его надежд. За сильными страстями стоит мотивация поступков и переживаний героя, выражая реальный характер происходящего, что тем не менее не препятствует реализации мотива случая, приобретающего в художественном тексте качества эстетического знака.
Ключевые слова: готический канон, жанр, эстетический семиозис, иронический модус, ценностная ориентация персонажа, поэтика таинственного, мотив случая.
Для цитирования: Кузнецова Анна В. Семиотика жанра: готический канон в ироническом модусе. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2023. №1. С. 142–151. https://doiorg/10.29025/2079-6021-2023-1-142-151.
Язык: русский
ISBN 2619-029X (Online)