Содержание последнего номера
Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики
Научный журнал
ISSN 2079-6021(Print)
ISBN 2619-029X(Online)

Готовятся к выходу тематические номера журнала:

Выпуск 2, 2024 г.:
«Интернет-лингвистика: системообразующие характеристики и языковой дизайн»

Прием статей – до 10 мая.
Выход номера – 25 июня.

Выпуск 3, 2024 г.:
«Дискурс. Нарратив. Текст»

Прием статей – до 10 августа.
Выход номера – 25 сентября.

Выпуск 4, 2024 г.:
«Aллегория. Метафора. Символ»

Прием статей – до 10 ноября.
Выход номера – 25 декабряя.

Выпуск 1, 2025 г.:
«Развитие лексической системы языка в XXI веке: слово в пространстве изменяющегося мира»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Индексирование

Содержание последнего номера

УДК 81`42 +81`37+ 811.111
DOI: https://doi.org/10.29025/2079-6021-2023-1-81-91

Вторичность и интерпретативная репрезентация




Получена: 16.01.2023 Принята: 06.02.2023 Опубликована онлайн: 25.03.2023

Резюме: В статье рассматривается явление вторичности как основа интерпретативной репрезентации, которая предполагает объективацию языковой единицей совокупности смыслов, в том числе и с негативным оценочным фокусом. Целью исследования является рассмотрение вторичной номинации в аспекте интерпретативной репрезентации, спроецированной на реализацию негативных оценочных фокусов и, как следствие, приводящей к коммуникативному конфликту. Было установлено, что к интерпретативной репрезентации приводят модификация системно закрепленного категориального значения единиц языка, метафорическое, метонимическое и метафтонимическое моделирование, концептуальное сравнение и непрототипический комплимент. Потенциал данных способов реализации вторичных функций вариативен. Если метафора, метонимия, метафтонимия и концептуальное сравнение могут быть задействованы и для формирования положительной оценки человека, то непрототипический комплимент всегда интерпретируется как негативная оценка. В результате модификации категориального значения может быть репрезентирована не только оценка, но также и объективная ситуация непрототипическими средствами. С учетом полученных результатов была смоделирована схема реализации вторичных функций языковых единиц как способа репрезентации негативной оценки человека. В качестве основных методов исследования использованы метод концептуального анализа, метод когнитивного моделирования и метод прототипической семантики. Установлено, что употребление единиц языка во вторичной функции отражает динамические процессы в семиотическом пространстве, связанные с антропоцентрическим подходом к изучению языка и с динамикой человеческого восприятия. Для обеспечения бесконфликтной коммуникации целесообразно прогнозировать случаи негативного осмысления вторичных функций единиц языка и избегать их употребления. Перспективой данного исследования является рассмотрение вторичных функций языковых единиц с целью устранения когнитивного диссонанса в общении и на материале других языков. Моделирование способов реализации вторичности в языке может также служить основой для изучения процессов обработки знания, передаваемого в коммуникации, а также изучения связи языка с восприятием, памятью, мышлением, опытным знанием человека, что, в свою очередь, позволяет раскрыть особенности ассоциативно-образных процессов и познавательной деятельности человека, которая не доступна прямому наблюдению.

Ключевые слова: вторичная номинация, интерпретативная репрезентация, фактор прототипа, фактор ассоциативных импликаций, оценка, бесконфликтная коммуникация.

Для цитирования: Фурс Л.А. Вторичность и интерпретативная репрезентация. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2023. №1. С. 81–91. https://doi.org/10.29025/2079-6021-2023-1-81-91.

PDF (RUS)

Язык: русский




Возврат к списку

ISSN 2079-6021 (Print)
ISBN 2619-029X (Online)
^ Наверх