Содержание последнего номера
DOI: https://doi.org/10.29025/2079-6021-2023-1-59-69
Метафора как модель выводного знания: композитные метафоры в немецком научном тексте
Резюме:
Настоящая статья посвящена описанию метафоры как модели выводного знания. На материале научных и научно-популярных текстов на немецком языке исследуется специфика понимания композитных метафор, описывающих элементы сферы нематериального мира. Предпринимаемое исследование представляется актуальным, поскольку отражает современный лингвистический интерес к процессам порождения и понимания речи. В рамках разработанной Ж. Фоконье и М. Тернером теории четырёхпространственной концептуальной интеграции описывается алгоритм взаимодействия ментальных пространств, обеспечивающих понимание сложных слов. В работе используется метод моделирования, предполагающий поэтапное использование дефиниционного анализа, а также методов генерализации понятий, сравнения и синтеза. Теоретическая значимость статьи определяется её вкладом в решение методологических проблем исследования выводного знания в сфере научной коммуникации; практическую ценность представляют результаты, касающиеся принципов схематизации процесса понимания, которые могут быть использованы в дисциплинах когнитивной направленности. Спецификой понимания сложных слов в научном тексте является совмещение в интегрированном ментальном пространстве (бленде) признаков двух исходных пространств, первое из которых образует основу метафорического переноса и соотносится со знаниями о знакомых человеку материальных объектах, а второе задаёт тематический ракурс осознания этих объектов. Совокупное родовое ментальное пространство представляет собой соединяющее исходные пространства звено, характеризующееся включением знаний о материальном объекте в рамки определённой предметной сферы. Результатом метафорического переосмысления и модификации родового пространства является бленд – новое знание, адаптированное к условиям профессиональной коммуникации. Проведённый анализ языкового материала позволил сделать вывод о том, что понимание композитных метафор является результатом формирования в сознании человека интегративных концептуальных единиц, что позволяет рассматривать метафору как основополагающую для мышления модель выводного знания.
Ключевые слова: метафора, композитная метафора, выводное знание, научный текст, ментальное пространство, интегрированное пространство, бленд.
Для цитирования: Шнякина Н.Ю. Метафора как модель выводного знания: композитные метафоры в немецком научном тексте. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2023. №1. С. 59–69. https://doi.org/10.29025/2079-6021-2023-1-59-69.
Язык: русский
ISBN 2619-029X (Online)