Содержание последнего номера
Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики
Научный журнал
ISSN 2079-6021(Print)
ISBN 2619-029X(Online)

Готовятся к выходу тематические номера журнала:

Выпуск 2, 2024 г.:
«Интернет-лингвистика: системообразующие характеристики и языковой дизайн»

Прием статей – до 10 мая.
Выход номера – 25 июня.

Выпуск 3, 2024 г.:
«Дискурс. Нарратив. Текст»

Прием статей – до 10 августа.
Выход номера – 25 сентября.

Выпуск 4, 2024 г.:
«Aллегория. Метафора. Символ»

Прием статей – до 10 ноября.
Выход номера – 25 декабряя.

Выпуск 1, 2025 г.:
«Развитие лексической системы языка в XXI веке: слово в пространстве изменяющегося мира»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Индексирование

Содержание последнего номера

УДК 811.112.2
DOI: https://doi.org/10.29025/2079-6021-2023-1-59-69

Метафора как модель выводного знания: композитные метафоры в немецком научном тексте




Получена: 19.01.2023 Принята: 03.02.2023 Опубликована онлайн: 25.03.2023

Резюме: Настоящая статья посвящена описанию метафоры как модели выводного знания. На материале научных и научно-популярных текстов на немецком языке исследуется специфика понимания композитных метафор, описывающих элементы сферы нематериального мира. Предпринимаемое исследование представляется актуальным, поскольку отражает современный лингвистический интерес к процессам порождения и понимания речи. В рамках разработанной Ж. Фоконье и М. Тернером теории четырёхпространственной концептуальной интеграции описывается алгоритм взаимодействия ментальных пространств, обеспечивающих понимание сложных слов. В работе используется метод моделирования, предполагающий поэтапное использование дефиниционного анализа, а также методов генерализации понятий, сравнения и синтеза. Теоретическая значимость статьи определяется её вкладом в решение методологических проблем исследования выводного знания в сфере научной коммуникации; практическую ценность представляют результаты, касающиеся принципов схематизации процесса понимания, которые могут быть использованы в дисциплинах когнитивной направленности. Спецификой понимания сложных слов в научном тексте является совмещение в интегрированном ментальном пространстве (бленде) признаков двух исходных пространств, первое из которых образует основу метафорического переноса и соотносится со знаниями о знакомых человеку материальных объектах, а второе задаёт тематический ракурс осознания этих объектов. Совокупное родовое ментальное пространство представляет собой соединяющее исходные пространства звено, характеризующееся включением знаний о материальном объекте в рамки определённой предметной сферы. Результатом метафорического переосмысления и модификации родового пространства является бленд – новое знание, адаптированное к условиям профессиональной коммуникации. Проведённый анализ языкового материала позволил сделать вывод о том, что понимание композитных метафор является результатом формирования в сознании человека интегративных концептуальных единиц, что позволяет рассматривать метафору как основополагающую для мышления модель выводного знания.

Ключевые слова: метафора, композитная метафора, выводное знание, научный текст, ментальное пространство, интегрированное пространство, бленд.

Для цитирования: Шнякина Н.Ю. Метафора как модель выводного знания: композитные метафоры в немецком научном тексте. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2023. №1. С. 59–69. https://doi.org/10.29025/2079-6021-2023-1-59-69.

PDF (RUS)

Язык: русский




Возврат к списку

ISSN 2079-6021 (Print)
ISBN 2619-029X (Online)
^ Наверх