Содержание последнего номера
DOI: https://doi.org/10.29025/2079-6021-2023-1-47-58
Лингвосемиотические характеристики метафоры в профессиональном дискурсе
Резюме:
Статья посвящена выявлению и анализу лингвосемиотических характеристик метафоры в профессиональном англоязычном дискурсе. Целью статьи является вскрытие лингвосемиотического потенциала профессиональной метафоры в передаче специфики делового мира и исследовании механизмов воздействия профессиональной метафоры на различные целевые аудитории коммуникантов. Поставленная цель достигается посредством обращения к современным научным как отечественным, так и зарубежным исследованиям метафоры, лингвосемиотики и профессионального дискурса. Актуальность представленного исследования обусловливается необходимостью понимания сущности и основных лингвосемиотических особенностей метафоры, функционирующей в англоязычном профессиональном дискурсе. В качестве эмпирического материала используется банк метафор (1234 единицы), из англоязычного еженедельного журнала деловой направленности “The Economist”. Новизна данного исследования заключается в том, что впервые метафоры, функционирующие в профессиональном дискурсе, описаны в качестве особых знаков семиотического континуума, выявлены и проанализированы 4 семантико-когнитивные группы и 23 подгруппы оснований, на базе которых чаще всего происходит процесс метафоризации в англоязычном профессиональном деловом дискурсе. Результатом проведенного исследования является вскрытие сущности метафоры не только как самостоятельного познавательного ресурса в бизнесе, но и как особого знака, выступающего конструктивной основой для бизнеса в целом, и доказательство того, что процесс метафоризации профессионального дискурса предоставляет особый алгоритм понимания социальных феноменов. Более того, авторы убедительно доказывают, что метафоры профессионального дискурса следует рассматривать как концептуальные фреймы, применяемые к организациям, чтобы способствовать пониманию, генерированию новых значений и обеспечению возможных изменений бизнеса и экономики. Авторы уделяют особое внимание профессиональным метафорам второго уровня, концентрируя внимание на их преимуществах перед конструктивными метафорами.
Ключевые слова: семиотика, метафора, знак, профессиональный дискурс, аксиология, познание, СМИ, бизнес-сообщество.
Для цитирования: Катермина В.В., Ширяева Т.А. Лингвосемиотические характеристики метафоры в профессиональном дискурсе. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2023. №1. С. 47–58. https://doi.org/10.29025/2079-6021-2023-1-47-58.
Язык: русский
ISBN 2619-029X (Online)