Содержание последнего номера
DOI: https://doi.org/10.29025/2079-6021-2021-4-134-146
Языковые маркеры лидерства в политическом дискурсе
Резюме:
Лидерство как неотъемлемый элемент социальных отношений является объектом исследования различных школ и направлений, однако до сих пор не выработано однозначного определения данного феномена. Тем не менее, разные авторы сходятся во мнении, что важными компонентами лидерства являются авторитет, способность управлять и принимать решения, оказывать влияние, организовывать и структурировать групповое взаимодействие, объединять людей для достижения определенной цели, руководствуясь властными полномочиями. В лингвистике лидерство изучается в русле социолингвистического направления, политической лингвистики, лингвистической антропологии. В предлагаемом исследовании авторы ставят цель выявить в речи политического лидера специальные языковые маркеры, которые эксплицируются языковыми средствами различных уровней языка, при этом их выбор зависит от разделяемых лидером социокультурных кодов, свойственных определенной лингвокультуре, возрастной, социальной и профессиональной группе, и обусловленных также индивидуальными особенностями личности политического лидера. Учитывая существующие в лингвистике подходы к анализу языковых маркеров, авторы указывают на релевантность социолингвистического и антрополингвистического направлений анализу языковых маркеров в речи политического лидера, т.к. данные маркеры лежат в зоне пересечения социолекта и идиолекта лидера. На материале русскоязычного текста интервью В.В. Путина журналисту американского телеканала NBC авторы предпринимают попытку выявления, аналитического описания и классификации языковых маркеров лидерства в дискурсе политического лидера. Для определения лексических средств актуализации лидерства авторы прибегают к использованию теоретических наработок теории концептуальных полей. В основе анализа прагмариторических маркеров лежит теория речевых актов, использование которой позволило авторам выявить ряд стратегий и тактик, задействованных политическим лидером в процессе коммуникативной взаимодействия с собеседником. Проведенный анализ подтвердил правильность авторской гипотезы о том, что в речи лидера содержится разноуровневый комплекс языковых маркеров лидерства, т.е. лексических и прагмариторических единиц, эксплицирующих феномен лидерства в дискурсе политического лидера.
Ключевые слова: антропологическая лингвистика, концептополе, лексические маркеры, лидерство, политический дискурс, прагмариторические стратегии, социолингвистика, тактики, языковые маркеры.
Для цитирования: Литвишко О.М., Гхашим М., Львова С.Н. Языковые маркеры лидерства в политическом дискурсе. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2021. №4. С. 134–146.
Язык: русский
ISBN 2619-029X (Online)