Содержание последнего номера
Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики
Научный журнал
ISSN 2079-6021(Print)
ISBN 2619-029X(Online)

Готовятся к выходу тематические номера журнала:

Выпуск 2, 2024 г.:
«Интернет-лингвистика: системообразующие характеристики и языковой дизайн»

Прием статей – до 10 мая.
Выход номера – 25 июня.

Выпуск 3, 2024 г.:
«Дискурс. Нарратив. Текст»

Прием статей – до 10 августа.
Выход номера – 25 сентября.

Выпуск 4, 2024 г.:
«Aллегория. Метафора. Символ»

Прием статей – до 10 ноября.
Выход номера – 25 декабряя.

Выпуск 1, 2025 г.:
«Развитие лексической системы языка в XXI веке: слово в пространстве изменяющегося мира»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Индексирование

Содержание последнего номера

УДК 811.161.1’42:811.161.1’27
DOI: https://doi.org/10.29025/2079-6021-2021-4-90-103

Политические советские плакаты и современные мультимодальные тексты: когнитивный опыт в процессе восприятия и категоризации действительности




Получена: 22.10.2021 Принята: 16.11.2021 Опубликована онлайн: 25.12.2021

Резюме: В статье описываются особенности взаимодействия знаков разных семиотических систем в контексте мультимодальных текстов, которые рассматриваются как особый информационный конструкт и воспринимаются через зрительный канал коммуникации, совмещающий вербальный, графический, иконический, цветовой коды. 
Целью работы стала попытка произвести комплексный анализ мультимодальных политических текстов, где центральным становится образ исторической личности Сталина, что позволит проследить трансформацию восприятия и оценки жизнедеятельности неоднозначного политика в сознании советского и российского человека и, как следствие, лингвосоциума в целом. 
Материалом для исследования послужили советские политические плакаты середины XX в. и современные мультимодальные тексты, общее количество которых составили 53 и 67 примеров соответственно.
Совокупность методов (систематизация и обобщение, сплошной выборки, контекстуальный, интертекстуальный и сравнительный анализы) обусловлена целесообразностью, логикой и исторической ретроспективой исследования.
Это позволило реконструировать так называемое когнитивное прошлое, зафиксированное в историческом сознании: в статье раскрыт образ Сталина в советских плакатах и современных мультимодальных текстах, выявлена специфика восприятия, категоризации и отношения советского/российского общества к своему прошлому и настоящему. Так, образ Сталина на плакатах 1930-1953-х гг. максимально идеализирован и аллегоричен, что обусловлено манипулятивной функцией – пропагандой культа личности: ведущими становятся темы патриотизма, долга и благодеяния и призваны сформировать в массовом сознании устойчивое заведомо положительное представление о светлом коммунистическом будущем всей страны и ее каждого отдельного советского гражданина. В современных мультимодальных текстах находят отражение два диаметрально противоположных взгляда на личность и жизнедеятельность Сталина: с одной стороны, положительный, идеализированный образ политика, его ностальгическое восприятие; с другой – негативное (ироничное) представление «ситуации прошлого», что обусловлено историческим контекстом, культом личности и его развенчанием после смерти вождя. Специфика данных типов текстов во многом обусловлена авторской лингвопрагматической установкой и экстралингвистическими факторами.

Ключевые слова: мультимодальные тексты; политические советские плакаты; современные политические мультимодальные тексты; демотиватор; мем; вербальные коды; графические коды; иконические коды; И.В. Сталин; концетуализация; категоризация.

Для цитирования: Мухаметшина Д.Р., Данилова Ю.Ю. Политические советские плакаты и современные мультимодальные тексты: когнитивный опыт в процессе восприятия и категоризации действительности. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2021. №4. С. 90–103.

PDF (RUS)

Язык: русский




Возврат к списку

ISSN 2079-6021 (Print)
ISBN 2619-029X (Online)
^ Наверх