Содержание последнего номера
DOI: https://doi.org/10.29025/2079-6021-2021-2-212-227
Лингвистический механизм создания и реализации парадоксов в художественном тексте. Смыслообразующий потенциал парадокса (на материале произведения Carroll L. «Through the Looking-Glass and What Alice Found There»)
Резюме: Парадокс – одно из загадочных, интереснейших явлений, которое встречается во всех языках и исследуется в логико-философском, общелингвистическом, стилистическом, риторическом и эстетическом плане. Отражение нонсенса на реальных, логических отношениях вещей неизбежно ведет к нарушению языковых норм. Когда несоответствие языковой нормы рушит привычные смысловые схемы, давая необычное и неожиданное толкование, возникает парадокс. Языковые процессы под воздействием парадокса в художественном тексте приобретают особую логику и значение. Цель статьи – выявить и исследовать лингвистический механизм, с помощью которого создаются и реализуются парадоксы в тексте художественного произведения; рассмотреть парадокс как средство образования смыслов в художественном тексте. Исследование проводилось на разных языковых уровнях: синтаксическом, лексико-грамматическом, семантическом, графическом, стилистическом. В статье акцентируется внимание на актуализации противоречия в художественном произведении, осуществляемого на всех языковых уровнях в форме композиционно-синтаксического или стилистико-морфологического противопоставления. Лингвистические средства в совокупности с выявленными типами парадоксов создают уникальную сюжетную линию исследуемого произведения. Парадокс рассматривается как художественный прием для раскрытия природы характеров героев, ситуаций, для достижения на фоне противоречия в художественном произведении комического эффекта, реализующего тонкую иронию автора. Особым приемом создания неоднозначности является игра слов, ведущая к игре со смыслом, который может быть, как истинным, так и ложным. Игра со смыслом порождает образность. Об этом свидетельствует наличие разнообразных стилистических фигур в тексте художественного произведения, ярких необычных метафор, фразеологизмов. Выявлено, что момент реализации парадокса в художественном тексте совпадает с появлением метафор. Метафорическое мышление соединяет абсурдное и логическое, ассоциируя когнитивные структуры прошлого опыта и новую информацию и создавая дополнительные смыслы. Доказано, парадокс, как и метафора, обладает уникальным потенциалом смыслообразования, и является мощным стимулом познавательной и творческой активности.
Ключевые слова: нонсенс, парадокс, метафора, метафорическое мышление, воображение, когнитивные структуры, ассоциации, противоречие, игра слов, смыслообразование.
Для цитирования: Калашникова Л.В. Лингвистический механизм создания и реализации парадоксов в художественном тексте. Смыслообразующий потенциал парадокса (на материале произведения Carroll L. «Through the Looking-Glass and What Alice Found There»). Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2021. №2. С. 212–227.
Язык: русский
ISBN 2619-029X (Online)