Содержание последнего номера
Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики
Научный журнал
ISSN 2079-6021(Print)
ISBN 2619-029X(Online)

Готовятся к выходу тематические номера журнала:

Выпуск 2, 2024 г.:
«Интернет-лингвистика: системообразующие характеристики и языковой дизайн»

Прием статей – до 10 мая.
Выход номера – 25 июня.

Выпуск 3, 2024 г.:
«Дискурс. Нарратив. Текст»

Прием статей – до 10 августа.
Выход номера – 25 сентября.

Выпуск 4, 2024 г.:
«Aллегория. Метафора. Символ»

Прием статей – до 10 ноября.
Выход номера – 25 декабряя.

Выпуск 1, 2025 г.:
«Развитие лексической системы языка в XXI веке: слово в пространстве изменяющегося мира»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Индексирование

Содержание последнего номера

УДК 71.3:378:811.112.2
DOI: https://doi.org/10.29025/2079-6021-2021-2-137-150

Когнитивные принципы внедрения плюрицентрических знаний и их лингвокультурной специфики в практику преподавания немецкого языка




Получена: 22.04.2021 Принята: 11.05.2021 Опубликована онлайн: 25.06.2021

Резюме: Настоящая статья посвящена рассмотрению когнитивных принципов, обосновывающих концепцию внедрения знаний об этнических вариантах немецкого языка в образовательный процесс. Излагаемая проблема является актуальной в связи с потребностью современного общества в кадрах, владеющих межкультурными навыками коммуникации, включающими в себя использование релевантных языковых построений, отражающих специфику языковой вариативности. Динамика развития национальных языковых контактов стимулирует разработку методологических основ обучения лингвокультурным различиям на лексическом уровне. Заявленная тема предполагает обращение к ментальным процессам, детерминирующим усвоение языковых знаний и их использование в коммуникации. Цель работы состоит в формулировании когнитивных принципов усвоения плюрицентрических знаний в рамках формирования межкультурной компетенции. В лингвистической части работы при изучении фактического материала используются методы сравнительного и концептуального анализа. Дидактическая составляющая исследования основывается на осознании процесса обучения с позиций когнитивных процессов, отвечающих за обработку и усвоение информации различного типа. Использование логических приёмов анализа и синтеза, а также метод наблюдения, реализованный в ходе опытной работы, позволили создать плюрицентрически ориентированную концепцию обучения немецкому языку. Плюрицентричность немецкого языка реализуется в существовании австрийского и швейцарского национальных вариантов. В результате проведенного исследования были сформулированы когнитивные принципы внедрения знаний о вариантах немецкого языка в учебный процесс: учёт значимости перехода от чувственной ступени познания к рациональной, потребность в формировании индивидуальных когнитивных моделей и стратегий, оптимизирующих усвоение территориальных различий. Разработанный в процессе опытной работы комплекс упражнений и заданий включает в себя языковые, условно-речевые и подлинно речевые упражнения и задания, нацеленные на формирование межкультурной компетенции в рамках развития лексического навыка.

Ключевые слова: плюрицентричность, австрицизм, гельветизм, этнический / национальный вариант, межкультурная компетенция, концепт, когнитивный подход, когнитивная модель, когнитивная стратегия.

Для цитирования: Клёстер А.М., Шнякина Н.Ю., Жилякова С.А. Когнитивные принципы внедрения плюрицентрических знаний и их лингвокультурной специфики в практику преподавания немецкого языка. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2021. №2. С. 137–150.

PDF (RUS)

Язык: русский




Возврат к списку

ISSN 2079-6021 (Print)
ISBN 2619-029X (Online)
^ Наверх