Содержание последнего номера
DOI: https://doi.org/10.29025/2079-6021-2021-2-137-150
Когнитивные принципы внедрения плюрицентрических знаний и их лингвокультурной специфики в практику преподавания немецкого языка
Резюме: Настоящая статья посвящена рассмотрению когнитивных принципов, обосновывающих концепцию внедрения знаний об этнических вариантах немецкого языка в образовательный процесс. Излагаемая проблема является актуальной в связи с потребностью современного общества в кадрах, владеющих межкультурными навыками коммуникации, включающими в себя использование релевантных языковых построений, отражающих специфику языковой вариативности. Динамика развития национальных языковых контактов стимулирует разработку методологических основ обучения лингвокультурным различиям на лексическом уровне. Заявленная тема предполагает обращение к ментальным процессам, детерминирующим усвоение языковых знаний и их использование в коммуникации. Цель работы состоит в формулировании когнитивных принципов усвоения плюрицентрических знаний в рамках формирования межкультурной компетенции. В лингвистической части работы при изучении фактического материала используются методы сравнительного и концептуального анализа. Дидактическая составляющая исследования основывается на осознании процесса обучения с позиций когнитивных процессов, отвечающих за обработку и усвоение информации различного типа. Использование логических приёмов анализа и синтеза, а также метод наблюдения, реализованный в ходе опытной работы, позволили создать плюрицентрически ориентированную концепцию обучения немецкому языку. Плюрицентричность немецкого языка реализуется в существовании австрийского и швейцарского национальных вариантов. В результате проведенного исследования были сформулированы когнитивные принципы внедрения знаний о вариантах немецкого языка в учебный процесс: учёт значимости перехода от чувственной ступени познания к рациональной, потребность в формировании индивидуальных когнитивных моделей и стратегий, оптимизирующих усвоение территориальных различий. Разработанный в процессе опытной работы комплекс упражнений и заданий включает в себя языковые, условно-речевые и подлинно речевые упражнения и задания, нацеленные на формирование межкультурной компетенции в рамках развития лексического навыка.
Ключевые слова: плюрицентричность, австрицизм, гельветизм, этнический / национальный вариант, межкультурная компетенция, концепт, когнитивный подход, когнитивная модель, когнитивная стратегия.
Для цитирования: Клёстер А.М., Шнякина Н.Ю., Жилякова С.А. Когнитивные принципы внедрения плюрицентрических знаний и их лингвокультурной специфики в практику преподавания немецкого языка. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2021. №2. С. 137–150.
Язык: русский
ISBN 2619-029X (Online)