Базовые концепты в учебниках немецкого языка для иностранцев в образовательном дискурсе ФРГ
DOI: https://doi.org/10.29025/1994-7720-2021-1-280-294
Базовые концепты в учебниках немецкого языка для иностранцев в образовательном дискурсе ФРГ
Резюме:
Статья посвящена выявлению и исследованию базовых концептов и их репрезентантов, воспроизводимых в образовательном дискурсе ФРГ в практике изучения немецкого языка как иностранного. Образовательный дискурс – это система ценностно-смысловой коммуникации субъектов образовательного процесса (И. С. Артюхова). Данная система является подвижной, существует в образовательных средах разного уровня, включает участников дискурса, образовательные цели, ценности и содержание. Представленный в статье анализ проведен на материале учебника немецкого языка для иностранцев начального уровня «Berliner Platz 1 NEU», используемого во многих вузах, языковых центрах и лингвистических клубах ФРГ и России. Актуальность исследования определяется необходимостью изучения вербализации лингвокультурной политики в современной ФРГ, направленной на активный приток иностранцев, их ассимиляцию в принимающей стране в социокультурном и языковом плане, что нашло отражение в современном немецкоязычном образовательном дискурсе. Целью исследования является выделение и описание базовых концептов, представленных в образовательном дискурсе ФРГ на материале учебника «Berliner Platz 1 NEU» как типичного учебника немецкого языка для иностранцев начального уровня, а также лингвистический анализ лексических единиц, репрезентирующих данные концепты, поэтому в качестве основного метода исследования выбран концептуальный анализ образовательного дискурса. Теоретической базой исследования послужили труды Н. Д. Арутюновой, В. И. Карасика, В. З. Демьянкова, Е. С. Кубряковой, Е. А. Селивановой и других ученых в области дискурсологии и когнитивной лингвистики. В результате исследования определены основные концепты, формирующие когнитивную базу в сознании обучающихся немецкому языку иностранцев, проанализированы и систематизированы репрезентанты данных концептов, маркирующие образовательный дискурс ФРГ в целом. Данное исследование является междисциплинарным и применимо для дискурсивных и когнитивных исследований различных образовательных дискурсов в лингвистике и в смежных гуманитарных науках.
Для цитирования: .
Ключевые слова: образовательный дискурс, дискурс-анализ, концептуальный анализ, современный немецкий язык, концепты, репрезентанты, маркеры, учебник немецкого языка, начальный уровень, Berliner Platz 1 NEU
Для цитирования: Шукман В.Э. Базовые концепты в учебниках немецкого языка для иностранцев в образовательном дискурсе ФРГ. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2021. №1. C. 280–294
Язык: русский
ISBN 2619-029X (Online)