Базовые концепты в учебниках немецкого языка для иностранцев в образовательном дискурсе ФРГ
Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики
Научный журнал
ISSN 2079-6021(Print)
ISBN 2619-029X(Online)

Готовятся к выходу тематические номера журнала:

Выпуск 2, 2024 г.:
«Интернет-лингвистика: системообразующие характеристики и языковой дизайн»

Прием статей – до 10 мая.
Выход номера – 25 июня.

Выпуск 3, 2024 г.:
«Дискурс. Нарратив. Текст»

Прием статей – до 10 августа.
Выход номера – 25 сентября.

Выпуск 4, 2024 г.:
«Aллегория. Метафора. Символ»

Прием статей – до 10 ноября.
Выход номера – 25 декабряя.

Выпуск 1, 2025 г.:
«Развитие лексической системы языка в XXI веке: слово в пространстве изменяющегося мира»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Индексирование

Базовые концепты в учебниках немецкого языка для иностранцев в образовательном дискурсе ФРГ

УДК 811.112.2
DOI: https://doi.org/10.29025/1994-7720-2021-1-280-294

Базовые концепты в учебниках немецкого языка для иностранцев в образовательном дискурсе ФРГ




Получена: 17.12.2020 Принята: 14.01.2021 Опубликована онлайн: 25.03.2021

Резюме: Статья посвящена выявлению и исследованию базовых концептов и их репрезентантов, воспроизводимых в образовательном дискурсе ФРГ в практике изучения немецкого языка как иностранного. Образовательный дискурс – это система ценностно-смысловой коммуникации субъектов образовательного процесса (И. С. Артюхова). Данная система является подвижной, существует в образовательных средах разного уровня, включает участников дискурса, образовательные цели, ценности и содержание. Представленный в статье анализ проведен на материале учебника немецкого языка для иностранцев начального уровня «Berliner Platz 1 NEU», используемого во многих вузах, языковых центрах и лингвистических клубах ФРГ и России. Актуальность исследования определяется необходимостью изучения вербализации лингвокультурной политики в современной ФРГ, направленной на активный приток иностранцев, их ассимиляцию в принимающей стране в социокультурном и языковом плане, что нашло отражение в современном немецкоязычном образовательном дискурсе. Целью исследования является выделение и описание базовых концептов, представленных в образовательном дискурсе ФРГ на материале учебника «Berliner Platz 1 NEU» как типичного учебника немецкого языка для иностранцев начального уровня, а также лингвистический анализ лексических единиц, репрезентирующих данные концепты, поэтому в качестве основного метода исследования выбран концептуальный анализ образовательного дискурса. Теоретической базой исследования послужили труды Н. Д. Арутюновой, В. И. Карасика, В. З. Демьянкова, Е. С. Кубряковой, Е. А. Селивановой и других ученых в области дискурсологии и когнитивной лингвистики. В результате исследования определены основные концепты, формирующие когнитивную базу в сознании обучающихся немецкому языку иностранцев, проанализированы и систематизированы репрезентанты данных концептов, маркирующие образовательный дискурс ФРГ в целом. Данное исследование является междисциплинарным и применимо для дискурсивных и когнитивных исследований различных образовательных дискурсов в лингвистике и в смежных гуманитарных науках.
Для цитирования: .

Ключевые слова: образовательный дискурс, дискурс-анализ, концептуальный анализ, современный немецкий язык, концепты, репрезентанты, маркеры, учебник немецкого языка, начальный уровень, Berliner Platz 1 NEU

Для цитирования: Шукман В.Э. Базовые концепты в учебниках немецкого языка для иностранцев в образовательном дискурсе ФРГ. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2021. №1. C. 280–294

PDF (RUS)

Язык: русский




Возврат к списку

ISSN 2079-6021 (Print)
ISBN 2619-029X (Online)
^ Наверх