Дискурс права и дискурс власти в творчестве Ю.О. Домбровского
Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики
Научный журнал
ISSN 2079-6021(Print)
ISBN 2619-029X(Online)
Коммуникативно-когнитивные особенности художественного дискурса

Готовятся к выходу тематические номера журнала:

Выпуск 2, 2024 г.:
«Интернет-лингвистика: системообразующие характеристики и языковой дизайн»

Прием статей – до 10 мая.
Выход номера – 25 июня.

Выпуск 3, 2024 г.:
«Дискурс. Нарратив. Текст»

Прием статей – до 10 августа.
Выход номера – 25 сентября.

Выпуск 4, 2024 г.:
«Aллегория. Метафора. Символ»

Прием статей – до 10 ноября.
Выход номера – 25 декабряя.

Выпуск 1, 2025 г.:
«Развитие лексической системы языка в XXI веке: слово в пространстве изменяющегося мира»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Индексирование

Дискурс права и дискурс власти в творчестве Ю.О. Домбровского

УДК 821.161.1
DOI: https://doi.org/10.29025/1994-7720-2021-1-214-225

Дискурс права и дискурс власти в творчестве Ю.О. Домбровского




Получена: 21.12.2020 Принята: 19.01.2021 Опубликована онлайн: 25.03.2021

Резюме: Статья посвящена исследованию дискурса права и дискурса власти в прозе Ю.О. Домбровского. Авторы выделили ряд аспектов правового и властного дискурсов, чтобы продемонстрировать, как именно право и власть, воспроизведенные в произведениях Ю.О. Домбровского, могут взаимодействовать с социокультурными реалиями. В ходе исследования были привлечены аксиомы права – фундаментальные правовые принципы, сложившиеся в результате многовековой правовой практики и ставшие утверждениями, не требующими доказательств. В результате анализа ряда аксиом права авторы пришли к выводу, что в изображаемой писателем тоталитарной реальности правовая аксиоматика искажается, а фундаментальные правовые законы перестают работать. Также было обращено внимание на отсутствие сцен суда в прозе Ю.О. Домбровского и проанализированы причины этого отсутствия. Было установлено, что суд в его произведениях может изображаться опосредованно (через воспоминания, протоколы и проч.), однако сам герой в суде не участвует. В подконтрольной судебной системе сталинского периода суд исчезает как ненужная инстанция, так как обвиняемый виновен априори. Ввиду отсутствия в суде реальной адвокатуры защитить себя арестованный может только в том случае, если детально продумает «сделку» со следствием, чтобы получить меньший срок. При изучении дискурса права и дискурса власти мы обратились к теории речевых жанров М.М. Бахтина. Нами были выявлены и проанализированы такие жанры судебно-правового дискурса, как жанр допроса, обвинительного заключения, адвокатской речи, прений сторон и протокола, а также такие императивные речевые жанры властного дискурса, как жанр приказа, подчинения и владения. В заключение был сделан вывод о том, что персонажи Ю.О. Домбровского могут противопоставить деспотичной власти идеи стоицизма, были определены и проанализированы важные в художественной аксиологии писателя стоические категории.

Ключевые слова: Юрий Домбровский, «Факультет ненужных вещей», «Обезьяна приходит за своим черепом», «Державин», дискурс права, дискурс власти, правовые аксиомы, суд, речевые жанры, стоицизм

Для цитирования: Шевченко Е.С., Макарычев А.В. Дискурс права и дискурс власти в творчестве Ю.О. Домбровского. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2021. №1. С. 214-225

PDF (RUS)

Язык: русский




Возврат к списку

ISSN 2079-6021 (Print)
ISBN 2619-029X (Online)
^ Наверх