Метамодернизм как дискурс нового антропологического мифа
Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики
Научный журнал
ISSN 2079-6021(Print)
ISBN 2619-029X(Online)
Коммуникативно-когнитивные особенности художественного дискурса

Готовятся к выходу тематические номера журнала:

Выпуск 2, 2024 г.:
«Интернет-лингвистика: системообразующие характеристики и языковой дизайн»

Прием статей – до 10 мая.
Выход номера – 25 июня.

Выпуск 3, 2024 г.:
«Дискурс. Нарратив. Текст»

Прием статей – до 10 августа.
Выход номера – 25 сентября.

Выпуск 4, 2024 г.:
«Aллегория. Метафора. Символ»

Прием статей – до 10 ноября.
Выход номера – 25 декабряя.

Выпуск 1, 2025 г.:
«Развитие лексической системы языка в XXI веке: слово в пространстве изменяющегося мира»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Индексирование

Метамодернизм как дискурс нового антропологического мифа

УДК 82.091
DOI: https://doi.org/10.29025/2079-6021-2021-1-191-202

Метамодернизм как дискурс нового антропологического мифа




Получена: 21.12.2020 Принята: 18.01.2021 Опубликована онлайн: 25.03.2021

Резюме: Статья посвящена проблеме дискурса метамодернизма как варианта антропологического мифа. Под антропологическим мифом мы будем понимать такой проект описания реальности, в рамках которого моделируется системное непротиворечивое представление о человеке, реальности, статусе реальности, а также формируются этические, эстетические, аксиологические воззрения субъекта. Цель статьи заключается в том, чтобы на основании анализа европейского романа первой трети XXI века выявить специфику метамодернизма как художественного дискурса антропологического мифа, что осуществляется с помощью комплексного применения сравнительного метода, методов контекстологического описания, аксиоматичного метода, дискурс-анализа и др. Актуальность работы обусловлена появлением в искусстве первой трети XXI века нового художественного дискурса и новой, еще не описанной, эстетической парадигмы: тексты западноевропейских романов 00-х – 20-х годов XXI века обнаруживают последовательный отказ авторов от принципов, традиционно воспринимаемых как постмодернистские, – работы с симулятивной природой реальности, проблематизации отношений «означаемое-означающее», децентрации субъекта и др. Уже с 80-х годов XX века предпринимаются попытки описания некой культурной ситуации, альтернативной постмодерну, и одним из таких проектов описания современной культурной ситуации и становится метамодернизм. В статье рассматриваются интерпретационные модели, связанные с искусством первой трети XXI в.; материалом исследования послужили тексты западноевропейского романа первой трети XXI века. Автор статьи приходит к выводу, что метамодернизм как художественный дискурс нового антропологического мифа отражает иное представление о реальности: метамодернизм как культурный проект представляет собой работу по «возвращению» онтологии, попытку постулирования наличия реальности за пределами сознания познающего субъекта; теоретическую возможность преодоления знаковой природы реальности. Эпистемологически метамодернизм предлагает познание мира и «Я» через опыт «Другого Я», aффицирование.

Ключевые слова: дискурс метамодернизма, постмодернизм, антропологический миф, причастность, этическая доминанта, новая искренность, симулятивная природа реальности, субъект

Для цитирования: Нечаева Е.А. Метамодернизм как дискурс нового антропологического мифа. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2021. №1. С. 191-202

PDF (RUS)

Язык: русский




Возврат к списку

ISSN 2079-6021 (Print)
ISBN 2619-029X (Online)
^ Наверх