Референциальность события в постмодернистском художественном дискурсе: прагмасемантический аспект
Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики
Научный журнал
ISSN 2079-6021(Print)
ISBN 2619-029X(Online)
Коммуникативно-когнитивные особенности художественного дискурса

Готовятся к выходу тематические номера журнала:

Выпуск 2, 2024 г.:
«Интернет-лингвистика: системообразующие характеристики и языковой дизайн»

Прием статей – до 10 мая.
Выход номера – 25 июня.

Выпуск 3, 2024 г.:
«Дискурс. Нарратив. Текст»

Прием статей – до 10 августа.
Выход номера – 25 сентября.

Выпуск 4, 2024 г.:
«Aллегория. Метафора. Символ»

Прием статей – до 10 ноября.
Выход номера – 25 декабряя.

Выпуск 1, 2025 г.:
«Развитие лексической системы языка в XXI веке: слово в пространстве изменяющегося мира»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Индексирование

Референциальность события в постмодернистском художественном дискурсе: прагмасемантический аспект

УДК 811.111
DOI: https://doi.org/10.29025/2079-6021-2021-1-181-190

Референциальность события в постмодернистском художественном дискурсе: прагмасемантический аспект




Получена: 17.12.2020 Принята: 15.01.2021 Опубликована онлайн: 25.03.2021

Резюме: Статья посвящена изучению постмодернистского художественного дискурса с позиций прагмасемантики, прежде всего, с точки зрения его особой референциальности. Постмодернистский художественный дискурс нейтрализует оппозиции различных повествовательных ракурсов, что влечет за собой неразличение авторской и персонажной зон повествования. Актуальность статьи определяется необходимостью выявления с позиций когнитивно-дискурсивной лингвистической парадигмы параметров коммуникации продуцента художественного дискурса и его реципиента, при этом обе стороны художественной коммуникации свободны в выборе и интерпретации элементов языка вне закрепленных узуальных значений. Такая направленность художественного дискурса формирует набор конвенций, принятых обеими сторонами эстетической коммуникации. Постмодернистский художественный дискурс характеризуется функционированием метафорически многозначных образов, противоречащих определениям формальной логики и утверждающих «текучесть» мира и сознания. Значимым прагматическим потенциалом обладают пастиш, ирония, коллаж, аллюзии, цитирование, прямые заимствования. Целью статьи является выявление и описание прагмасемантических особенностей структурирования референциальности события в постмодернистском художественном дискурсе на материале текста романа Саши Соколова «Школа для дураков». Семантическое пространство романа организует диалогичность сознания героя, прагматически маркированного диалогизацией речи, которая акцентирует внимание реципиента на мнимости события; текстовые фрагменты становятся самостоятельными дискурсивными феноменами, изолированными от других, что способствует, в том числе, восприятию романа как совокупности макроконтекстов. Прагматическими маркерами особой референциальности события в романе С. Соколова выступают маркеры полифонии повествования, а также интертекстуальность и обращение к прецедентным феноменам.

Ключевые слова: художественный дискурс, постмодернизм, референциальность, событие, прагматические маркеры, семантическое пространство, Саша Соколов

Для цитирования: Кудрявцева М.И. Референциальность события в постмодернистском художественном дискурсе: прагмасемантический аспект. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2021. №1. С. 181-190

PDF (RUS)

Язык: русский




Возврат к списку

ISSN 2079-6021 (Print)
ISBN 2619-029X (Online)
^ Наверх