Дискурс современного «филологического романа» как художественный эксперимент: проза Фигля-Мигля
Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики
Научный журнал
ISSN 2079-6021(Print)
ISBN 2619-029X(Online)
Коммуникативно-когнитивные особенности художественного дискурса

Готовятся к выходу тематические номера журнала:

Выпуск 2, 2024 г.:
«Интернет-лингвистика: системообразующие характеристики и языковой дизайн»

Прием статей – до 10 мая.
Выход номера – 25 июня.

Выпуск 3, 2024 г.:
«Дискурс. Нарратив. Текст»

Прием статей – до 10 августа.
Выход номера – 25 сентября.

Выпуск 4, 2024 г.:
«Aллегория. Метафора. Символ»

Прием статей – до 10 ноября.
Выход номера – 25 декабряя.

Выпуск 1, 2025 г.:
«Развитие лексической системы языка в XXI веке: слово в пространстве изменяющегося мира»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Индексирование

Дискурс современного «филологического романа» как художественный эксперимент: проза Фигля-Мигля

УДК 821.161.1
DOI: https://doi.org/10.29025/2079-6021-2021-1-172-180

Дискурс современного «филологического романа» как художественный эксперимент: проза Фигля-Мигля




Получена: 24.12.2020 Принята: 14.01.2021 Опубликована онлайн: 25.03.2021

Резюме: В статье рассматривается один из вариантов эволюции жанра так называемого «филологического романа» в актуальной отечественной прозе. Автор утверждает, что имеющий серьезную традицию и опирающийся на вполне традиционную филологическую гносеологию и аксиологию, этот жанр со времен «Пушкинского дома» А. Битова претерпел весьма значительные изменения, причины которых – в радикальной трансформации фундаментальных представлений о художественном дискурсе. Статус художественной литературы, ее социальное функционирование, проблема автора и его диалога с читателем, сама природа слова, в особенности слова «чужого», изменились. Современная литература не претендует более на дидактизм и назидательность, в той или иной мере присутствующие в классической парадигме взаимоотношений автор/читатель, и все более превращается в интеллектуальную игру с готовыми языковыми и идеологическими конструктами.
 Цель статьи – рассмотреть способы трансформации современного художественного дискурса «филологического романа» Фигля-Мигля. Актуальность темы связана с отсутствием в современном отечественном литературоведении работ, посвященных специфическому дискурсу романов подобного типа. Своеобразие прозы этого писателя автор видит в универсальной иронизации привычной для постмодернизма тотальной интертекстуальности; в принципиальной установке на отсутствие собственно «своего» слова, нежелании автора и героя-протагониста солидаризироваться с какой-либо отчетливо идентифицируемой ценностно-идеологической системой, включая и «любовь к слову».
Художественный дискурс романов Фигля-Мигля можно считать экспериментальным, поскольку, имитируя разнообразные типы «чужого» дискурса, играя ими, сталкивая между собой невообразимых в пространстве единого диалога персонажей как носителей дискурса, писатель погружает их в непривычные контексты, смоделированные фактически всей историей русской литературы, присутствующей в романах как фон и полноправный участник событий диалога.

Ключевые слова: современная проза, постмодернизм, пост-постмодернизм, ирония, дискурс, филологический роман

Для цитирования: Иванова И.Н. Дискурс современного «филологического романа» как художественный эксперимент: проза Фигля-Мигля. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2021. №1. С. 172-180

PDF (RUS)

Язык: русский




Возврат к списку

ISSN 2079-6021 (Print)
ISBN 2619-029X (Online)
^ Наверх