Дискурс современного «филологического романа» как художественный эксперимент: проза Фигля-Мигля
DOI: https://doi.org/10.29025/2079-6021-2021-1-172-180
Дискурс современного «филологического романа» как художественный эксперимент: проза Фигля-Мигля
Резюме:
В статье рассматривается один из вариантов эволюции жанра так называемого «филологического романа» в актуальной отечественной прозе. Автор утверждает, что имеющий серьезную традицию и опирающийся на вполне традиционную филологическую гносеологию и аксиологию, этот жанр со времен «Пушкинского дома» А. Битова претерпел весьма значительные изменения, причины которых – в радикальной трансформации фундаментальных представлений о художественном дискурсе. Статус художественной литературы, ее социальное функционирование, проблема автора и его диалога с читателем, сама природа слова, в особенности слова «чужого», изменились. Современная литература не претендует более на дидактизм и назидательность, в той или иной мере присутствующие в классической парадигме взаимоотношений автор/читатель, и все более превращается в интеллектуальную игру с готовыми языковыми и идеологическими конструктами.
Цель статьи – рассмотреть способы трансформации современного художественного дискурса «филологического романа» Фигля-Мигля. Актуальность темы связана с отсутствием в современном отечественном литературоведении работ, посвященных специфическому дискурсу романов подобного типа. Своеобразие прозы этого писателя автор видит в универсальной иронизации привычной для постмодернизма тотальной интертекстуальности; в принципиальной установке на отсутствие собственно «своего» слова, нежелании автора и героя-протагониста солидаризироваться с какой-либо отчетливо идентифицируемой ценностно-идеологической системой, включая и «любовь к слову».
Художественный дискурс романов Фигля-Мигля можно считать экспериментальным, поскольку, имитируя разнообразные типы «чужого» дискурса, играя ими, сталкивая между собой невообразимых в пространстве единого диалога персонажей как носителей дискурса, писатель погружает их в непривычные контексты, смоделированные фактически всей историей русской литературы, присутствующей в романах как фон и полноправный участник событий диалога.
Ключевые слова: современная проза, постмодернизм, пост-постмодернизм, ирония, дискурс, филологический роман
Для цитирования: Иванова И.Н. Дискурс современного «филологического романа» как художественный эксперимент: проза Фигля-Мигля. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2021. №1. С. 172-180
Язык: русский
ISBN 2619-029X (Online)