Дискурсивное конструирование национальной идентичности в немецкоязычном новогоднем обращении
Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики
Научный журнал
ISSN 2079-6021(Print)
ISBN 2619-029X(Online)
Политический дискурс: многоплановость методологических подходов

Готовятся к выходу тематические номера журнала:

Выпуск 2, 2024 г.:
«Интернет-лингвистика: системообразующие характеристики и языковой дизайн»

Прием статей – до 10 мая.
Выход номера – 25 июня.

Выпуск 3, 2024 г.:
«Дискурс. Нарратив. Текст»

Прием статей – до 10 августа.
Выход номера – 25 сентября.

Выпуск 4, 2024 г.:
«Aллегория. Метафора. Символ»

Прием статей – до 10 ноября.
Выход номера – 25 декабряя.

Выпуск 1, 2025 г.:
«Развитие лексической системы языка в XXI веке: слово в пространстве изменяющегося мира»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Индексирование

Дискурсивное конструирование национальной идентичности в немецкоязычном новогоднем обращении

УДК 811.11-112
DOI: https://doi.org/10.29025/2079-6021-2021-1-73-83

Дискурсивное конструирование национальной идентичности в немецкоязычном новогоднем обращении




Получена: 26.01.2021 Принята: 19.02.2021 Опубликована онлайн: 25.03.2021

Резюме: В современных исследованиях особую актуальность приобретает выявление и анализ лингвистических приёмов конструирования национальной идентичности в различных типах дискурсов, а также репрезентация ценностных констант в лингвокультуре. В связи с этим, целью настоящей статьи является выявление национальных ценностных доминант и их лингвистическая репрезентация в новогодних обращениях политиков Австрии, Германии и Швейцарии. Материалом исследования послужили примеры из новогодних обращений политиков стран немецкоязычного пространства (Австрии, Германии, Швейцарии). Методом сплошной выборки было проанализировано более 2000 лексических единиц, репрезентирующих ценностные доминанты в каждой из немецкоязычных лингвокультур. Анализ специфики компонентов новогоднего обращения как одного из жанров политического дискурса позволил выявить лингвокультурные доминанты, характеризующие граждан отдельно взятого государства, их взгляды и нравы. К таковым элементам анализа авторами статьи причисляются номинации, противопоставление «мы – они», исторический нарратив, территориально-культурные ассоциации, функциональные возможности социально-политической сферы. Выявление и анализ лингвистической репрезентации ценностных доминант в новогодних обращениях Федерального Канцлера Германии и Федеральных Президентов Австрии и Швейцарии в периоды 2009–2010, 2014–2015 и 2018–2019 гг. позволили установить, что основными ценностными константами в речах немецкого Канцлера являются Deutschland, Sozialbereich, Europa. Важными ценностными константами для австрийской культуры являются Europa, Österreich, Sozialbereich и Wirtschaft. Абсолютной ценностной доминантой в новогодних обращениях Федеральных Президентов Швейцарии является константа Die Schweiz, что представляет собой фундамент швейцарской национальной идентичности. Другими важными доминантами являются die Schweiz und die Welt, Demokratie, Globalisierung, Jugend, Sozialbereich. Авторами делается вывод о том, что процесс конструирования идентичности целой нации обусловлен социальными, политическими и экономическими процессами в государстве.

Ключевые слова: дискурс, конструирование, константа, ценности, немецкоязычное пространство, лингвокультура

Для цитирования: Ленец А.В., Овсиенко Т.В., Эксузян А.С. Дискурсивное конструирование национальной идентичности в немецкоязычном новогоднем обращении. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2021. № 1. С. 73–83

PDF (RUS)

Язык: русский




Возврат к списку

ISSN 2079-6021 (Print)
ISBN 2619-029X (Online)
^ Наверх