Прецедентные имена инокультурных реалий в дискурсе российской политической рекламы
DOI: https://doi.org/10.29025/2079-6021-2021-1-32-47
Прецедентные имена инокультурных реалий в дискурсе российской политической рекламы
Резюме:
В статье в когнитивно-прагматическом аспекте рассматриваются особенности функционирования прецедентных имен собственных в поликодовых видеотекстах российской политической рекламы. Актуальность исследования обусловлена важностью рассмотрения механизмов смыслопорождения в политическом дискурсе с привлечением прецедентных имен как знаков культуры. Особое внимание уделяется вопросам актуализации экстралингвистической информации с помощью прецедентных онимов и сопутствующих невербальных знаков. Поднимается вопрос о смысловом варьировании прецедентных имен в контексте российской политической рекламы. В качестве материала исследования используются тексты политических рекламных видеороликов, выпущенных в ходе президентских кампаний в России с 1990-х гг. до настоящего времени. Анализ материала в русле когнитивно-дискурсивного подхода позволил определить основные концепты, репрезентированные прецедентными именами, и охарактеризовать их роль в формировании картины мира, транслируемой в рассматриваемых видеотекстах. Выявлено значительное разнообразие концептосфер исследуемых прецедентных имен: история, политика, география, международные конфликты и войны, искусство, сказки и мультфильмы, экономика и СМИ. Установлены различные виды корреляции вербальных и невербальных знаков, актуализирующих прецедентные онимы в исследуемых видеотекстах. Анализ прагматического воздействия текста, включающего прецедентные имена, продемонстрировал такие смысловые трансформации, как усиление отдельных компонентов семантики для решения определенных прагматических задач. Основными функциями прецедентных имен являются экспрессивно-иллюстративная, экспрессивно-эмотивная и прагматическая. Отмечается, что большинство рассматриваемых прецедентных феноменов относятся к европейским, североамериканским и азиатским реалиям. Картина мира, репрезентированная прецедентными именами, служат отражением политических взглядов субъектов коммуникации и актуальных тенденций в российской политической риторике.
Ключевые слова: прецедентное имя, политическая реклама, политический рекламный текст, политический рекламный дискурс, видеотекст, поликодовый текст, концепт, концептосфера
Благодарности: Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-312-90025
Для цитирования: Дмитриева А.В. Прецедентные имена инокультурных реалий в дискурсе российской политической рекламы. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2021. №1. С. 32–47
Язык: русский
ISBN 2619-029X (Online)