Семантическая структура термина и семантические оппозиции в музыкальной терминологии (на материале английского и русского языков)
DOI: https://doi.org/10.29025/2079-6021-2020-4-146-157
Семантическая структура термина и семантические оппозиции в музыкальной терминологии (на материале английского и русского языков)
Раздуев А.В. / Шаранова Е.Г. /
Резюме:
Получена: 27.10.2020 /Принята: 19.11.2020 /Опубликована онлайн: 25.12.2020
Резюме: Анализ семантики и семантических оппозиций терминологических единиц является одним из продуктивных путей для понимания системной сущности терминологических явлений. Статья посвящена изучению семантических особенностей англо- и русскоязычных терминологических единиц музыкальной сферы, а именно – выявлению семантической структуры терминов и семантических оппозиций, возникающих между ними. В рамках семантической структуры музыкальных терминов, в совокупности своих связей и отношений формирующих музыкальную терминосистему, выделяются ядро, семантическая периферия и добавочная область семантики и классифицируются в соответствии с наличием данных компонентов на одноядерные, одноядерные с периферией и одноядерные с периферией и добавочной областью семантики. На первом этапе была составлена выборка музыкальных терминов в современных английском и русском языках, на втором – проанализирована семантическая структура терминоединиц, а на третьем – выделены ключевые аспекты номинации, согласно которым идет формирование эксплицитных и имплицитных оппозиций. Материалом для исследования послужила выборка англо- и русскоязычных терминологических единиц сферы музыки общим объемом 1000 единиц (по 500 единиц каждого языка), отобранных методом сплошной выборки из электронных и печатных источников, включающих словари и глоссарии, музыкальные нотации, монографии, учебники и учебные пособия, веб-порталы по музыкальной тематике. Методы исследования англо- и русскоязычных терминологических единиц музыкальной сферы включают метод сплошной выборки, методы компонентного и дефиниционного анализа, метод лингвокогнитивного моделирования, а также технологии количественного анализа. В рамках работы были выделены три группы музыкальных терминов в зависимости от их семантической структуры: в первую входят одноядерные терминологические единицы с семантической периферией, во вторую группу – одноядерные термины, а третью формируют одноядерные термины с периферией и добавочной областью семантики. Преобладающей в количественном плане является первая группа, число терминов в которой почти в 2,5 раза больше, чем во второй, третья представлена небольшим количеством единиц. Выделяются по крайней мере 6 частотных и 12 менее частотных аспектов номинации в рамках музыкальной терминологии. Частотными ключевыми аспектами номинации, по которым происходит формирование эксплицитных оппозиций, выступают: «Минорность / мажорность», «Громкость / высота звука», «Направление / направленность», «Расположение (локус)», «Единственность / Множественность», «Количество». Менее частотными аспектами номинации являются: «Слабость / сила», «Совершенство / несовершенство», «Цвет», «Наличие / отсутствие звука», «Структура», «Количество / Полнота / Размер», «Жанр музыки», «Материал», «Рекомендации по исполнению музыкального произведения», «Роль», «Стиль игры на инструменте», «Тип музыкального инструмента».
Ключевые слова: термин, терминология, терминосистема, музыка, семантика, семантические оппозиции, эксплицитная оппозиция, имплицитная оппозиция, ключевой аспект номинации, антонимия.
Для цитирования: Раздуев А.В., Шаранова Е.Г. Семантическая структура термина и семантические оппозиции в музыкальной терминологии (на материале английского и русского языков). Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2020. №4. С. 146–157.
Язык: русский
ISBN 2619-029X (Online)