Динамический фрейм как структура представления научного знания (на материале немецкого языка)
DOI: https://doi.org/10.29025/2079–6021-2019-4-12-19
Динамический фрейм как структура представления научного знания (на материале немецкого языка)
Клёстер А.М. / Шнякина Н. Ю. /
Резюме: Настоящая статья посвящена рассмотрению особенностей вербализации динамического фрейма как одного из способов упорядочивания научного знания. Научный дискурс или текст, составляющие объект исследования, выделяются как области, в которых термины непосредственно включаются в реальную профессиональную коммуникацию. В качестве материала исследования используются немецкоязычные языковые фрагменты, описывающие ситуацию познания в профессиональном дискурсе с определением специфики оформления его результативной формы – научного текста. Для дифференциации знаний, которыми обладает субъект при построении предложения, и знаний, фиксируемых человеком в конкретном речевом акте, используются термины статический и динамический фрейм. С помощью фреймового анализа выявляются обязательные и обусловленные ситуацией слоты динамического фрейма, объективированного в языке. Соотношение между статическим и динамическим фреймом рассматривается в аспекте функционирования речемыслительных процессов. Авторами определена специфика заполнения слотов «фрейма-прототипа», заключающаяся в необходимости уточнения отдельных понятий; и свёртывания «фрейма-экземпляра», отражающего аспект генерализации. Проведённое исследование доказывает существование категориальной сетки в сознании человека, позволяющей упорядочить научную информацию как на уровне сознания, так и на уровне текста. Данная упорядоченность достигается выявлением смысловых доминант и определением концептуальных признаков с последующим соотнесением этих признаков с узлами глобальной категориальной сетки. Значимые категориальные координаты отображают понятийную структуру фрагмента. Наличие в языковых фрагментах повторяющихся смысловых узлов говорит о единстве принципов обработки информации, в соответствии с которыми научные знания приобретают унифицированный вид, что способствует взаимодействию людей в рамках выделенных категорий.
Ключевые слова: динамический фрейм, научное знание, фреймовый анализ, фрейм-прототип, фрейм-экземпляр, категориальная сетка, фрагмент, категориальный узел
Для цитирования: Клёстер А.М., Шнякина Н.Ю. Динамический фрейм как структура представления научного знания (на материале немецкого языка) // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2019; 4:12-19. DOI: 10.29025/2079–6021-2019-4-12-19
Язык: русский
ISBN 2619-029X (Online)