К ВОПРОСУ О ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ВЕДУЩЕГО ТОК-ШОУ
К ВОПРОСУ О ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ВЕДУЩЕГО ТОК-ШОУ
Норлусенян В.С. /
Резюме: В статье рассматриваются определённые коммуникативные тактики и стратегии ведущего ток-шоу, позволяющие управлять ходом беседы, формировать сюжет программы, а также распределять роли участников шоу. В качестве языкового материала используются стенограммы программы «Пусть говорят», фиксирующие речь Андрея Малахова. Публицистическая направленность речи А. Малахова проявляется в выборе тем для обсуждения, постановке проблем, форме ведения дискуссии и выработке общих решений. В основе текстов публицистического стиля лежит стремление воздействовать на читателя или слушателя. Такую же цель ставит перед собой и ведущий ток-шоу, поскольку этот жанр совмещает в себе сразу несколько функций. Используя экспрессивную лексику при подаче материала, А. Малахов подчеркивает его сенсационность, в результате каждая обсуждаемая ситуация преподносится как исключительно важная и эксклюзивная, притом, что ведущий не проявляет особого разнообразия в выборе лексических средств и стабильно использует шаблонные слова и фразы. С высокой частотностью в речи А. Малахова проявляются типичные журналистские обороты и клише. Специфика ток-шоу как телевизионного жанра обусловливает присутствие разговорного стиля в речи А. Малахова, причем во многих случаях разговорный стиль преобладает над публицистическим. Важную роль в продуцируемых им текстах играет экспрессивная и оценочная лексика. Ведущий грамотно употребляет термины, обслуживающие научный и официально-деловой стили, дополняя их авторскими определениями для создания экспрессии. Особое место в речи Малахова занимает разговорная и просторечная лексика. Это обусловлено спецификой ток-шоу как жанра, представляющего собой ситуацию непосредственного общения, а также стремлением быть понятым широкой аудиторией
Ключевые слова: ток-шоу, жаргонизм, стиль, речь, стратегия, термины, текст
Для цитирования: Норлусенян В.С. К вопросу о языковой компетенции ведущего ток-шоу // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2017. № 4. С. 55–61
Язык: русский
ISBN 2619-029X (Online)