ПРОБЛЕМА ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ЗНАЧЕНИЯ И СМЫСЛА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ
ПРОБЛЕМА ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ЗНАЧЕНИЯ И СМЫСЛА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ
Сидорова Т. А. /
Резюме: Осмысление проблемы взаимоотношения значения и смысла осуществляется с позиции различных научных парадигм, но предлагается и собственное видение проблемы в рамках когнитивной лингвистики. Точкой отсчёта избирается понятие «деривационный смысл» как единица ментальной информации, содержащая определённые структуры знаний. Выделены словообразовательные средства, объективирующие деривационные смыслы: морфемы, морфемные парадигмы, морфемные семантические поля, производные лексемы, деривационные парадигмы в тексте, деривационные модели и т.п. Показана роль деривационных смыслов в формировании концептуального пространства текста. Предложено решение проблемы текстовой мотивации как фактора формирования смысла текста, в том числе и эстетического. На конкретных примерах показано функционирование деривационных средств в процессе формирования эстетически значимых смыслов. Раскрыты когнитивные и языковые механизмы формирования деривационных смыслов, а также языковые средства их актуализации
Ключевые слова: значение, смысл, деривационный смысл, деривационное средство, концептуальное пространство текста, структура знания, эстетическая маркированность деривационного средства, текстовая мотивация
Для цитирования: Сидорова Т. А. Проблема взаимоотношения значения и смысла в художественном тексте // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2017. № 2. С. 191–201
Язык: русский
ISBN 2619-029X (Online)