КОММУНИКАТИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО ТЕАТРА: DIGITAL-ЭВОЛЮЦИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики
Научный журнал
ISSN 2079-6021(Print)
ISBN 2619-029X(Online)
Архив номеров

Готовятся к выходу тематические номера журнала:

Выпуск 1, 2024 г.:
«Глокальное пространство современной коммуникации»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Выпуск 2, 2024 г.:
«Интернет-лингвистика: системообразующие характеристики и языковой дизайн»

Прием статей – до 10 мая.
Выход номера – 25 июня.

Выпуск 3, 2024 г.:
«Дискурс. Нарратив. Текст»

Прием статей – до 10 августа.
Выход номера – 25 сентября.

Выпуск 4, 2024 г.:
«Aллегория. Метафора. Символ»

Прием статей – до 10 ноября.
Выход номера – 25 декабряя.

Выпуск 1, 2025 г.:
«Развитие лексической системы языка в XXI веке: слово в пространстве изменяющегося мира»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Индексирование

КОММУНИКАТИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО ТЕАТРА: DIGITAL-ЭВОЛЮЦИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ

УДК 81’2
DOI: https://doi.org/10.29025/2079-6021-2018-4(32)-126-133

КОММУНИКАТИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО ТЕАТРА: DIGITAL-ЭВОЛЮЦИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ


Слышкин Г.Г. / Борботько Л.А. /


Резюме: Цель предпринятого исследования можно обозначить как попытку анализа механизмов реализации коммуникации в рамках театрального пространства, которое, как и другие реалии современности, подвержено дигитализации. Коммуникативное пространство театра рассматривается в системе таких ключевых категорий лингвопрагматики, как адресант, адресат, коммуникативная стратегия. Выделенная сфера коммуникативного пространства театра отличается конвенциональностью и регламентированностью. Не менее значимой представляется функция театра как социального института культуры, позволяющего сохранять существующие моральные ценности общества, а также формировать новые ценности когнитивного и нравственного характера. Настоящее исследование ставит целью представить типологию участников театрального дискурса, обозначить траекторию вектора адресации и дать оценку коммуникативному кодексу с точки зрения его роли регулятора процессов в рамках театральной коммуникации и сигнализатора коммуникативного успеха / неудачи. Зритель воспринимается как адресат, чье присутствие обязательно для существования театрального дискурса как такового, а поведение строго регламентировано существующим коммуникативным кодексом: зритель осознанно принимает на себя молчаливую роль, т.е. имеет место вербальная ‹однонаправленность’. В то же время театральный дискурс предполагает наличие реакции со стороны зрительской аудитории. Актуальность исследования обуславливается выявлением изменений театрального пространства, происходящих под влиянием современных тенденций к дигитализации. Особое место в современном театре занимают иммерсивные спектакли, предполагающие интерактивное взаимодействие труппы и аудитории, а также VR-спектакли. Специфика последних заключается в перемещении зрителей в пространстве и их физическом взаимодействии с реальными объектами, что впоследствии синхронизировано с видеорядом.

Ключевые слова: театральный дискурс, коммуникативное пространство, адресат, адресант, коммуникативный кодекс, конвенциональность, регламентированность, дигитализация

Для цитирования: Слышкин Г.Г., Борботько Л.А. Коммуникативное пространство театра: digital-эволюция и перспективы // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2018. № 4 (32). С. 126–133. DOI: 10/29025/2079-6021-2018-4(32)-126-133

PDF (RUS)

Язык: русский




Количество показов: 411

Возврат к списку

ISSN 2079-6021 (Print)
ISBN 2619-029X (Online)
^ Наверх