ПРАГМАТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ МЕТАФОР, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В СМИ
Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики
Научный журнал
ISSN 2079-6021(Print)
ISBN 2619-029X(Online)
Архив номеров

Готовятся к выходу тематические номера журнала:

Выпуск 1, 2024 г.:
«Глокальное пространство современной коммуникации»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Выпуск 2, 2024 г.:
«Интернет-лингвистика: системообразующие характеристики и языковой дизайн»

Прием статей – до 10 мая.
Выход номера – 25 июня.

Выпуск 3, 2024 г.:
«Дискурс. Нарратив. Текст»

Прием статей – до 10 августа.
Выход номера – 25 сентября.

Выпуск 4, 2024 г.:
«Aллегория. Метафора. Символ»

Прием статей – до 10 ноября.
Выход номера – 25 декабряя.

Выпуск 1, 2025 г.:
«Развитие лексической системы языка в XXI веке: слово в пространстве изменяющегося мира»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Индексирование

ПРАГМАТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ МЕТАФОР, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В СМИ

УДК 81’2
DOI: https://doi.org/10.29025/2079-6021-2018-4(32)-75-81

ПРАГМАТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ МЕТАФОР, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В СМИ


Бородулина Н.Ю. / Макеева М.Н. /


Резюме: Статья посвящена прагматическому анализу метафор в дискурсе СМИ, который в настоящее время стал распространенным средством для получения и передачи информации в мире политики, бизнеса и общественного устройства. Иллюстративный материал получен методом сплошной выборки из Интернет-аналогов ведущих мировых изданий на русском, английском и французском языках как информационного, так и рекламного характера, что позволило выявить общее, обусловленное проблемами глобализации, а также национально-культурное мировидение процессов, происходящих в современном социально-политическом и экономическом пространстве. Привлекался также газетный корпус Национального корпуса русского языка. В качестве основного метода использовался контент-анализ полученных данных. Показано, что как в публичных выступлениях политиков, экономистов, аналитиков и руководителей разного ранга, так и в контекстной рекламе, размещенной в сетевом дискурсе, нацеленных через СМИ на самую широкую аудиторию, особенно ощущается манипулятивная функция метафоры, заключающаяся в навязывании взглядов, в формировании нужной для продуцента позиции по отношению к тому или иному событию или явлению. При этом использование метафор отражает определённую модель действительности, существующую в сознании представителей того или иного политического направления, а сферы человеческой деятельности репрезентируются под определёнными, заданными концептуальными метафорами углами зрения. Метафора определяет стиль и способ мышления об объекте и субъекте политической, экономической и социальной жизни, формирует аксиологический потенциал продуцируемой информации. Прагматический анализ метафор СМИ свидетельствует о том, как аксиологические характеристики, которые входят в содержание метафор, флуктуируют, ценностная ориентация изменяется в зависимости от того, какой из признаков, лежащих в основе переноса значения, актуализируется на данный момент

Ключевые слова: метафора; манипуляции; оценка; ценность; прагматический потенциал метафор; эмотивная составляющая метафоры

Для цитирования: Бородулина Н.Ю., Макеева М.Н. Прагматический аспект метафор, используемых в СМИ // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2018. №4 (32). С. 75–81. DOI: 10.29025/2079-6021-2018-4(32)-75-81

PDF (RUS)

Язык: русский




Количество показов: 396

Возврат к списку

ISSN 2079-6021 (Print)
ISBN 2619-029X (Online)
^ Наверх