ДИХОТОМИЯ КОГНИТИВНОГО ПРОСТРАНСТВА: О КОРРЕЛЯЦИИ ПОНЯТИЙ «ЗНАНИЕ» И «ИНФОРМАЦИЯ»
Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики
Научный журнал
ISSN 2079-6021(Print)
ISBN 2619-029X(Online)
Архив номеров

Готовятся к выходу тематические номера журнала:

Выпуск 1, 2024 г.:
«Глокальное пространство современной коммуникации»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Выпуск 2, 2024 г.:
«Интернет-лингвистика: системообразующие характеристики и языковой дизайн»

Прием статей – до 10 мая.
Выход номера – 25 июня.

Выпуск 3, 2024 г.:
«Дискурс. Нарратив. Текст»

Прием статей – до 10 августа.
Выход номера – 25 сентября.

Выпуск 4, 2024 г.:
«Aллегория. Метафора. Символ»

Прием статей – до 10 ноября.
Выход номера – 25 декабряя.

Выпуск 1, 2025 г.:
«Развитие лексической системы языка в XXI веке: слово в пространстве изменяющегося мира»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Индексирование

ДИХОТОМИЯ КОГНИТИВНОГО ПРОСТРАНСТВА: О КОРРЕЛЯЦИИ ПОНЯТИЙ «ЗНАНИЕ» И «ИНФОРМАЦИЯ»

УДК 81.811.112
DOI: https://doi.org/10.29025/2079-6021-2018-3(31)-130-137

ДИХОТОМИЯ КОГНИТИВНОГО ПРОСТРАНСТВА: О КОРРЕЛЯЦИИ ПОНЯТИЙ «ЗНАНИЕ» И «ИНФОРМАЦИЯ»


Серебрякова С.В. / Плохая Е.Е. /


Резюме:

В данной статье на основе методов когнитивной лингвистики и технологической теории информации исследуется фундаментальная проблема взаимоотношения знания и информации. Детальному анализу подвергаются процессы трансформации информационно-знаниевого континуума, который описывается как единое пространство познания и коммуникации. В методологическом плане определена последовательность операций по выявлению способов вербализации элементов ментальных структур, задействованных в производстве информации: 1) анализ предметно-деятельностной рефлексии; 2) выявление путей формирования понятия; 3) анализ способов экспликации компонентов в структурах языка, а также обратного процесса по декодированию информации: 1) декодирование смыслов; 2) выявление элементов понятия, релевантных для получателя информации; 3) анализ продуктивных возможностей элементов для производства нового знания. В процессе исследования между информацией и знанием устанавливается циклическая взаимосвязь как между опредмеченным содержанием (предметом) и процессуальным герменевтическим феноменом (методом). В рамках анализа когнитивных процессов вербализации знания и перехода их в информацию были выделены различные виды знания (процессуально-эмпирическое и когнитивно-коммуникативное) и коррелирующие с ними типы информации (первичная и вторичная). Диалектическое взаимоотношение ментальных структур знания и вербального информационного потока объясняется в терминах когнитивной лингвистики как постоянная рефлексивная трансформация инвариантных структур-паттернов в конвенциональные знаки и декодирование этих знаков по личностным моделям. Главными способами взаимных трансформаций информации и знания выступают когнитивные процессы субъективации и объективации (распредмечивания и опредмечивания)

Ключевые слова: информация, знание, объективная и рефлексивная реальность, мышление, вербализация, когнитивные механизмы

Для цитирования: Серебрякова С.В., Плохая Е.Е. Дихотомия когнитивного пространства: о корреляции понятий «знание» и «информация» // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2018. № 3(31). С. 130-137. DOI: 10.29025/2079–6021-2018-3(31)-130-137

PDF (RUS)

Язык: русский




Количество показов: 429

Возврат к списку

ISSN 2079-6021 (Print)
ISBN 2619-029X (Online)
^ Наверх