ДИХОТОМИЯ КОГНИТИВНОГО ПРОСТРАНСТВА: О КОРРЕЛЯЦИИ ПОНЯТИЙ «ЗНАНИЕ» И «ИНФОРМАЦИЯ»
DOI: https://doi.org/10.29025/2079-6021-2018-3(31)-130-137
ДИХОТОМИЯ КОГНИТИВНОГО ПРОСТРАНСТВА: О КОРРЕЛЯЦИИ ПОНЯТИЙ «ЗНАНИЕ» И «ИНФОРМАЦИЯ»
Серебрякова С.В. / Плохая Е.Е. /
Резюме:
В данной статье на основе методов когнитивной лингвистики и технологической теории информации исследуется фундаментальная проблема взаимоотношения знания и информации. Детальному анализу подвергаются процессы трансформации информационно-знаниевого континуума, который описывается как единое пространство познания и коммуникации. В методологическом плане определена последовательность операций по выявлению способов вербализации элементов ментальных структур, задействованных в производстве информации: 1) анализ предметно-деятельностной рефлексии; 2) выявление путей формирования понятия; 3) анализ способов экспликации компонентов в структурах языка, а также обратного процесса по декодированию информации: 1) декодирование смыслов; 2) выявление элементов понятия, релевантных для получателя информации; 3) анализ продуктивных возможностей элементов для производства нового знания. В процессе исследования между информацией и знанием устанавливается циклическая взаимосвязь как между опредмеченным содержанием (предметом) и процессуальным герменевтическим феноменом (методом). В рамках анализа когнитивных процессов вербализации знания и перехода их в информацию были выделены различные виды знания (процессуально-эмпирическое и когнитивно-коммуникативное) и коррелирующие с ними типы информации (первичная и вторичная). Диалектическое взаимоотношение ментальных структур знания и вербального информационного потока объясняется в терминах когнитивной лингвистики как постоянная рефлексивная трансформация инвариантных структур-паттернов в конвенциональные знаки и декодирование этих знаков по личностным моделям. Главными способами взаимных трансформаций информации и знания выступают когнитивные процессы субъективации и объективации (распредмечивания и опредмечивания)
Ключевые слова: информация, знание, объективная и рефлексивная реальность, мышление, вербализация, когнитивные механизмы
Для цитирования: Серебрякова С.В., Плохая Е.Е. Дихотомия когнитивного пространства: о корреляции понятий «знание» и «информация» // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2018. № 3(31). С. 130-137. DOI: 10.29025/2079–6021-2018-3(31)-130-137
Язык: русский
Количество показов: 429
ISBN 2619-029X (Online)