КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ОСНОВА РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ОБРАЗА БОГА В РАННЕСРЕДНЕАНГЛИЙСКОЙ ПОЭТИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ
Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики
Научный журнал
ISSN 2079-6021(Print)
ISBN 2619-029X(Online)
Архив номеров

Готовятся к выходу тематические номера журнала:

Выпуск 1, 2024 г.:
«Глокальное пространство современной коммуникации»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Выпуск 2, 2024 г.:
«Интернет-лингвистика: системообразующие характеристики и языковой дизайн»

Прием статей – до 10 мая.
Выход номера – 25 июня.

Выпуск 3, 2024 г.:
«Дискурс. Нарратив. Текст»

Прием статей – до 10 августа.
Выход номера – 25 сентября.

Выпуск 4, 2024 г.:
«Aллегория. Метафора. Символ»

Прием статей – до 10 ноября.
Выход номера – 25 декабряя.

Выпуск 1, 2025 г.:
«Развитие лексической системы языка в XXI веке: слово в пространстве изменяющегося мира»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Индексирование

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ОСНОВА РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ОБРАЗА БОГА В РАННЕСРЕДНЕАНГЛИЙСКОЙ ПОЭТИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ

УДК 81.112 + 81`3 + 81.22 + 801.8
DOI: https://doi.org/10.29025/2079-6021-2018-3(31)-85-93

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ОСНОВА РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ОБРАЗА БОГА В РАННЕСРЕДНЕАНГЛИЙСКОЙ ПОЭТИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ


Томберг О.В. /


Резюме:

В статье рассматриваются прямые и непрямые номинации Бога в раннесреднеанглийской лингвокультуре. Выдвигается тезис о том, что развернутая поэтическая синонимика номинаций Бога обусловлена не только особенностями архаичного поэтического стиля, но заложена в осмыслении концепта Бога на ранних стадиях христианской культуры. Предлагается этимологический обзор и анализ концептуальных смыслов, которые способствовали вариативности и широкой содержательной палитре номинаций Бога. Представляется, что данное многообразие восходит к различным картинам мира: мифопоэтической, родоплеменной, героической и христианской. Имя концепта – лексема God содержит максимальную концентрацию мифологических смыслов и символически соотнесена с рядом языческих понятий и артефактов. В статье подчеркивается, что в номинациях Бога существует этимологическая возможность отрицательной маркированности: лексемы God и Gast содержат отрицательные семы «хаос» и «чужой». При этом общая стилистическая тональность концепта Бога в культуре определяется как положительная, что выявляется на стилистическом и концептуальном уровнях. В ходе анализа лексикографических источников выявляется, что наиболее частотными характеристиками Бога являются эпитеты с положительной коннотацией, которые соотносятся с ядерными аксиологемами раннехристианской культуры. К таким ценностным ориентирам относятся понятия радости, счастья, судейства / справедливости, защиты, покорности, доверия и славы. Подобная вариативность номинаций Бога обусловливает широкие возможности его семантического переосмысления в поэзии раннего Средневековья: развитие поэтической синонимики происходит в соответствии с семантическими векторами осмысления Бога в различные периоды развития культуры в целом

Ключевые слова: концепт, Бог, прямые и непрямые номинации, номинативные варианты, этимология, ценности, аксиологическая маркированность

Для цитирования: Томберг О.В. Концептуальная основа репрезентации образа Бога в ранне-среднеанглийской поэтической традиции // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2018. № 3(31). С. 85-93. DOI: 10.29025/2079–6021-2018-3(31)-85-93

PDF (RUS)

Язык: русский




Количество показов: 577

Возврат к списку

ISSN 2079-6021 (Print)
ISBN 2619-029X (Online)
^ Наверх