КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ОСНОВА РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ОБРАЗА БОГА В РАННЕСРЕДНЕАНГЛИЙСКОЙ ПОЭТИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ
DOI: https://doi.org/10.29025/2079-6021-2018-3(31)-85-93
КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ОСНОВА РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ОБРАЗА БОГА В РАННЕСРЕДНЕАНГЛИЙСКОЙ ПОЭТИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ
Томберг О.В. /
Резюме:
В статье рассматриваются прямые и непрямые номинации Бога в раннесреднеанглийской лингвокультуре. Выдвигается тезис о том, что развернутая поэтическая синонимика номинаций Бога обусловлена не только особенностями архаичного поэтического стиля, но заложена в осмыслении концепта Бога на ранних стадиях христианской культуры. Предлагается этимологический обзор и анализ концептуальных смыслов, которые способствовали вариативности и широкой содержательной палитре номинаций Бога. Представляется, что данное многообразие восходит к различным картинам мира: мифопоэтической, родоплеменной, героической и христианской. Имя концепта – лексема God содержит максимальную концентрацию мифологических смыслов и символически соотнесена с рядом языческих понятий и артефактов. В статье подчеркивается, что в номинациях Бога существует этимологическая возможность отрицательной маркированности: лексемы God и Gast содержат отрицательные семы «хаос» и «чужой». При этом общая стилистическая тональность концепта Бога в культуре определяется как положительная, что выявляется на стилистическом и концептуальном уровнях. В ходе анализа лексикографических источников выявляется, что наиболее частотными характеристиками Бога являются эпитеты с положительной коннотацией, которые соотносятся с ядерными аксиологемами раннехристианской культуры. К таким ценностным ориентирам относятся понятия радости, счастья, судейства / справедливости, защиты, покорности, доверия и славы. Подобная вариативность номинаций Бога обусловливает широкие возможности его семантического переосмысления в поэзии раннего Средневековья: развитие поэтической синонимики происходит в соответствии с семантическими векторами осмысления Бога в различные периоды развития культуры в целом
Ключевые слова: концепт, Бог, прямые и непрямые номинации, номинативные варианты, этимология, ценности, аксиологическая маркированность
Для цитирования: Томберг О.В. Концептуальная основа репрезентации образа Бога в ранне-среднеанглийской поэтической традиции // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2018. № 3(31). С. 85-93. DOI: 10.29025/2079–6021-2018-3(31)-85-93
Язык: русский
Количество показов: 577
ISBN 2619-029X (Online)