Содержание номера
DOI: https://doi.org/10.29025/2079-6021-2018-2(30)-49-56
ФИГУРЫ РЕЧИ В ПРЕДВЫБОРНЫХ АГИТАЦИОННЫХ ТЕКСТАХ ПЕЧАТНЫХ СМИ
Федосеев А.А. /
Резюме:
Статья посвящена рассмотрению функционирования фигур речи (синтаксических фигур) в предвыборных агитационных печатных текстах, являющихся частью предвыборного агитационного дискурса как самостоятельного вида политического дискурса, основной функцией которого является функция воздействия на общественное сознание. Поскольку выразительные средства языка, в частности, тропы и фигуры речи, весьма широко используются современными печатными СМИ в качестве средства языкового воздействия на массовое сознание и манипулирования им, постольку выбор таких выразительных языковых средств и такое их размещение в тексте, которые бы наилучшим образом способствовали достижению поставленной цели, является задачей для журналиста. В этой связи изучение динамики использования выразительных языковых средств в агитационных материалах, их функционально-прагматического потенциала является важным аспектом исследования языковых особенностей политического дискурса. Целью статьи является анализ динамики использования выразительных языковых средств в агитационных материалах, размещаемых в печатных СМИ, исследование функционирования фигур речи разных видов в современных предвыборных агитационных текстах. Исследование предвыборных агитационных текстов первого десятилетия 21 века и текстов последних двух-трёх лет показывает, что средства лексической образности отчасти ушли на второй план, а их место в качестве основных языковых средств воздействия и манипулирования заняли средства синтаксической образности – фигуры речи. Наиболее востребованными оказались фигуры узнаваемые, очевидные для обывателя, понятные ему. В частности, это фигуры прибавления, основанные на различного рода повторах, среди которых наиболее активно используется анафора и синтаксический параллелизм, и основанные на пропуске компонента высказывания фигуры убавления, наиболее популярной из которых является эллипсис. Кроме того, анализ текстов позволяет сделать вывод о том, что фигуры речи являются не только языковым средством воздействия, но и средством структурно-композиционной организации текстов, образующих современный предвыборный агитационный дискурс
Ключевые слова: политический дискурс, предвыборный агитационный дискурс, воздействие на массовое сознание, выразительные средства языка, фигуры речи, речевая стратегия, речевые тактики, анафора, параллелизм, эллипсис
Для цитирования: Федосеев А.А. Фигуры речи в предвыборных агитационных текстах печатных СМИ // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2018. № 2. С. 49–56. DOI: 10.29025/2079–6021-2018-2(30)-49-56
Язык: русский
Количество показов: 2517
ISBN 2619-029X (Online)