Содержание номера
Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики
Научный журнал
ISSN 2079-6021(Print)
ISBN 2619-029X(Online)
Архив номеров

Готовятся к выходу тематические номера журнала:

Выпуск 1, 2024 г.:
«Глокальное пространство современной коммуникации»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Выпуск 2, 2024 г.:
«Интернет-лингвистика: системообразующие характеристики и языковой дизайн»

Прием статей – до 10 мая.
Выход номера – 25 июня.

Выпуск 3, 2024 г.:
«Дискурс. Нарратив. Текст»

Прием статей – до 10 августа.
Выход номера – 25 сентября.

Выпуск 4, 2024 г.:
«Aллегория. Метафора. Символ»

Прием статей – до 10 ноября.
Выход номера – 25 декабряя.

Выпуск 1, 2025 г.:
«Развитие лексической системы языка в XXI веке: слово в пространстве изменяющегося мира»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Индексирование

Содержание номера

УДК 81’42
DOI: https://doi.org/10.29025/2079-6021-2018-2(30)-49-56

ФИГУРЫ РЕЧИ В ПРЕДВЫБОРНЫХ АГИТАЦИОННЫХ ТЕКСТАХ ПЕЧАТНЫХ СМИ


Федосеев А.А. /


Резюме:

Статья посвящена рассмотрению функционирования фигур речи (синтаксических фигур) в предвыборных агитационных печатных текстах, являющихся частью предвыборного агитационного дискурса как самостоятельного вида политического дискурса, основной функцией которого является функция воздействия на общественное сознание. Поскольку выразительные средства языка, в частности, тропы и фигуры речи, весьма широко используются современными печатными СМИ в качестве средства языкового воздействия на массовое сознание и манипулирования им, постольку выбор таких выразительных языковых средств и такое их размещение в тексте, которые бы наилучшим образом способствовали достижению поставленной цели, является задачей для журналиста. В этой связи изучение динамики использования выразительных языковых средств в агитационных материалах, их функционально-прагматического потенциала является важным аспектом исследования языковых особенностей политического дискурса. Целью статьи является анализ динамики использования выразительных языковых средств в агитационных материалах, размещаемых в печатных СМИ, исследование функционирования фигур речи разных видов в современных предвыборных агитационных текстах. Исследование предвыборных агитационных текстов первого десятилетия 21 века и текстов последних двух-трёх лет показывает, что средства лексической образности отчасти ушли на второй план, а их место в качестве основных языковых средств воздействия и манипулирования заняли средства синтаксической образности – фигуры речи. Наиболее востребованными оказались фигуры узнаваемые, очевидные для обывателя, понятные ему. В частности, это фигуры прибавления, основанные на различного рода повторах, среди которых наиболее активно используется анафора и синтаксический параллелизм, и основанные на пропуске компонента высказывания фигуры убавления, наиболее популярной из которых является эллипсис. Кроме того, анализ текстов позволяет сделать вывод о том, что фигуры речи являются не только языковым средством воздействия, но и средством структурно-композиционной организации текстов, образующих современный предвыборный агитационный дискурс

Ключевые слова: политический дискурс, предвыборный агитационный дискурс, воздействие на массовое сознание, выразительные средства языка, фигуры речи, речевая стратегия, речевые тактики, анафора, параллелизм, эллипсис

Для цитирования: Федосеев А.А. Фигуры речи в предвыборных агитационных текстах печатных СМИ // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2018. № 2. С. 49–56. DOI: 10.29025/2079–6021-2018-2(30)-49-56

PDF (RUS)

Язык: русский




Количество показов: 2517

Возврат к списку

ISSN 2079-6021 (Print)
ISBN 2619-029X (Online)
^ Наверх