Содержание номера
Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики
Научный журнал
ISSN 2079-6021(Print)
ISBN 2619-029X(Online)
Архив номеров

Готовятся к выходу тематические номера журнала:

Выпуск 1, 2024 г.:
«Глокальное пространство современной коммуникации»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Выпуск 2, 2024 г.:
«Интернет-лингвистика: системообразующие характеристики и языковой дизайн»

Прием статей – до 10 мая.
Выход номера – 25 июня.

Выпуск 3, 2024 г.:
«Дискурс. Нарратив. Текст»

Прием статей – до 10 августа.
Выход номера – 25 сентября.

Выпуск 4, 2024 г.:
«Aллегория. Метафора. Символ»

Прием статей – до 10 ноября.
Выход номера – 25 декабряя.

Выпуск 1, 2025 г.:
«Развитие лексической системы языка в XXI веке: слово в пространстве изменяющегося мира»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Индексирование

Содержание номера

УДК 378.14
DOI: https://doi.org/10.29025/2079-6021-2018-1(29)-182-190

НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ СПЕЦИФИКА КОММУНИЦИРОВАНИЯ


Тахохов Б.А. /


Резюме:

В статье утверждается мысль о том, что в современном информационном обществе коммуникация становится важнейшим компонентом человеческого существования, поэтому исследование коммуницирования, манифестирующего личность с точки зрения речевой компетентности, общей и специальной образованности, возраста, национальной принадлежности, темперамента, здоровья, эмоционального состояния, следует признать весьма актуальной. Цель работы – раскрыть экстралингвистическое содержание, культурный компонент значения слова, который прямо и непосредственно отражает обслуживаемую языком национальную культуру – достигается использованием контрастивного, структурно-семантического, контекстуального, кросс-культурного, описательного методов; обобщением и анализом языкового материала. Материалом статьи выступают устойчивые языковые единицы, являющиеся, с одной стороны, яркими манифестаторами языка, с другой – показателем идентичности мышления народов. Установлено, что в речи как предмете психолингвистики проявляется вербальная активность личности в сфере коммуникации, а коммуницирование – не просто передача информации, но, прежде всего, стремление убедить собеседника. Наличие в каждой лингвокультурной общности своей картины мира, формирующейся за счет языковых и неязыковых средств, является целесообразным инструментом приспособления этноса к экологической нише, поэтому крайне необходимы выявление и анализ способов этой адаптации и взаимодополнительности, что проливает свет на формы оптимизации интракультурного и интеркультурного общения (для общения как внутри одного этноса, так и вне его). Результаты проведенного исследования показали, что фоновые знания существуют не в форме семантических долей слов и словосочетаний, а в форме многочисленных логических импликаций и пресуппозиций. Национально-культурная специфика – это семантические компоненты, относящиеся к разряду периферийных для значения и присутствующие в нем имплицитно. В связи с этим в статье утверждаются такие аспекты исследуемого феномена, как национальное своеобразие структуры языка, педагогическая целесообразность введения этнокультурной информации в процесс межкультурной коммуникации, структурно-семантический подход к выявлению закономерностей формирования билингвального сознания личности

Ключевые слова: этнокультурная информация, национально-культурный символ, лингвокультурная общность, вербальное и невербальное поведение, межкультурная коммуникация, менталитет, лингвострановедение, экстра- лингвистический контекст, межъязыковые элементы, контрастивная лингвистика

Для цитирования: Тахохов Б.А. Национально-культурная специфика коммуницирования // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2018. №1(29). С. 182-190. DOI: 10.29025/2079–6021-2018-1(29)-182-190

PDF (RUS)

Язык: русский




Количество показов: 381

Возврат к списку

ISSN 2079-6021 (Print)
ISBN 2619-029X (Online)
^ Наверх